Явление миру 7-го по счёту и не последнего в составе Royal Navy «Дредноута»[1] вызвало живейший переворот и поворот в военно-морском деле, осеняемом и возбуждаемом свежеиспечённым под впечатлением успехов в строительстве броненосных кораблей в конце XIX-го века Мэхэновским господством на морях, которое достигалось прежде всего при помощи больших кораблей с большими пушками.
К началу Великой, ныне Первой мировой войны 1914-1918 гг., военно-морские силы множества стран уже имело в своём строю дредноуты, некоторое количество живейше желало их приобрести, как например Греция, и даже приобрело на час, как например Турция, или не менее живо их строило на собственных судостроительных мощностях, как например это делали Россия, Италия и Австро-Венгрия.
К числу имевших в составе своих военно-морских сил дредноуты относилась такой передовик дредноутообладания как Бразилия, которой на пятки наступали соседствующие Аргентина и Чили, а также догонявшая их собственными усилиями бывшая Владычица морей и доброй половины мира, над которой никогда не заходило Солнце Испания.
Заметные сбои с собственным строительством случились у Японии, но на то были веские и давно известные в мире причины – ей по-свински и неоднократно «помогала» Англия сбив с пути и понталыку собственного развития, венцом которых были не только «Ямато», но и изрядно отсроченные по времени и количеством прекрасные дредноуты «Нагато», предоставив им муки творчества на заранее ущербных «Кавачи» и «Конго».
Уверенной поступью строили и вводили в строй дредноуты Франция и особенно изобилующие востребованными природными богатствами Северо-Американские Соединённые Государства.
Но самой главной угрозой в области дредноутообладания и господства на морях для Англии был II-ой Прусский Рейх, который прикладывал множество отнимаемых у Сухопутных войск сил и твёрдо, пусть и с не меньшим трудом, взгромоздился на втором месте, без всяких возможностей, впрочем занять первое.
В передовиках же к началу Великой, ныне Первой мировой войны 1914-1918 гг., был выше и первоупомянутый Royal Navy, чьи дредноуты дымили к вящему неудовольству современных свидомитов, свято верующих в бездымность хозяйских корыт.
Надо сказать, что ходе Великой, ныне Первой мировой войны 1914-1918 гг., дредноуты показали значительный уровень боевой устойчивости, и не будучи ни разу потерянными в надводных боях из 103-х принявших участие в Великой войне 1914-1918 гг. дредноутов все 8 утраченных кораблей[2] страдали разве что от самодвижущихся и магнитных мин, а также внутренних взрывов, что, впрочем, мало отличало их от предшествовавших им броненосцев, среди которых в ходе Великой, ныне Первой мировой войны 1914-1918 гг., из 161-го принявших в ней участие броненосцев погибло 24 корабля, причём в надводном бою от орудийного огня погибла только одна русская «Слава», к которой присоединился на другой стороне света нагло обманувший в 1861-м году крестьян мошенник «Император Александр II», 20 кораблей погибло от вышеупомянутых самодвижущихся или якорных мин, и по одном кораблю потеряли от внутренних взрывов англичане и итальянцы, причём по части внутренних взрывов англичане потеряли 2 корабля, как и японцы, русские и итальянцы от подобных причин потерял по одному кораблю.
Самый большой количественный уровень потерь показали броненосцы Royal Navy, которых в Великой, ныне Первой мировой войны 1914-1918 гг. потеряно 11. (См. Рис. 1)
Причём Royal Navy это единственные ВМС у которых входе Великой, ныне Первой мировой войны 1914-1918 гг. броненосец погиб от внутреннего взрыва - HMS «Bulwark».
ВМС III-ей Французской Республики потеряли 4 броненосца.
Рейхсмарине потеряло всего 1 броненосец, так в Ютландском сражении при Скагерраке 31 мая – 01 июня 1916-го года погиб броненосец II-ой Прусского Рейха «Поморье» (SMS «Pommern»).
Один, но, пожалуй, самый древний броненосец «Вена» из 5-ой дивизии KuK Marine всего лишь 1897-го года вступления в строй погиб в составе Кайзерско-Королевских ВМС Австро-Венгрии.
Россия потеряла 2 броненосца и оба в 1917-м году - один броненосец «Пересвет» погиб на минах при Порт-Саиде и «Слава» погибла в надводном бою при Моон-зунде.
Самые большие относительные потери в броненосцах понесли ВМС Османской империи, потеряв 2 из 3 своих уже древних броненосцев – OD «Barbaros Hayreddin» (бывший SMS «Kurfürst Friedrich Wilhelm») и OD «Mesudiye».
При этом сами турки отличились потоплением 18 марта 1915-гогода на якорных минах поставленных минным заградителем «Нусрет» трёх броненосцев - двух английских HMS «Irresistible» и HMS «Ocean», а также одного французского «Bouvet». При этом они не сразу остановились на достигнутом, выбив в тот же счастливый для турок 1915-ый год четвёртый вражеский броненосец HMS «Goliath» потопленный самодвижущейся миной, пущенной с эсминца «Muavenet-i Milliye» 15 мая 1915-го года. Таким образом, турки, заняв сразу вслед за немцами почётное второе место среди истребителей вражеских броненосцев, показали что на морях они могут ещё ого-го-го, в том числе и джентельменов, и равенство-свободолюбивых поедателей лягушек в сени гильотин и не такое скушаешь.
…
Рассматривая броненосцы не стоит проходить мимо броненосных крейсеров, иногда учитываемых например в Испании в качестве броненосцев II-го разряда, очень уверенно терявшихся в бою, как например это было ещё в Сражении при Сант-Яго-де-Куба, где несусветно гордые некогда на весь мир идальго потеряли 4 броненосных крейсера из 4-х.
Японские крейсера «Цукуба» и «Ибуки» в 1912-м году были перезаписаны из броненосных в линейные крейсера, что не является совсем верным, даже несмотря на наличие у них перворазрядных на то время 305 мм. орудий, так как они не отвечали правилу «только больших пушек». Даже у броненосцев «Сатсума» перезапись в дредноуты не состоялась, в силу малого наличия у них 12-дюймовых орудий, сильно разбавленных 12-ю 10-дюймовыми пушками.
Французский «Дантон» подобного водоизмещения и боевой мощи тоже остался в броненосцах, несмотря на наличие турбин Парсонса.
На удивление правилу «только больших пушек» отвечает только последний французский броненосный крейсер «Эрнест Ренан» - «all big gun» «Ernest Renan», в чём извиняясь за ошибку спешу исправиться на «это кто у нас в кине, это сам «Edgar Quinet» с 14-ю 194-мм пушками, 20-ю 65 мм. орудиями и паровыми машинами тройного расширения, которые отличают их от «дредноутов», ещё одним родовым признаком которых за малым исключением в виде первых и очень малых, но всё-таки «all big gun» дредноутов янки - USS «South Carolina» (BB-26) и USS «Michigan» (BB-27). И при этом «Edgar Quinet» с паровыми приводами тройного расширения оказался на 4 узла быстроходнее турбинированного «Дантона».
Японские броненосные крейсера «Цукубы» и «Ибуки» кроме несоответствия правилу «только больших пушек» ещё и не очень соответствовали линейным крейсерам по правилу «паровых турбин» и быстроходности, которые также не дают возможности учитывать их как линейные крейсера, занося в отчётности их к полноценным родственникам и предшественникам линейных крейсеров к броненосным крейсерам. Даже свербящее по-английски гнусное желание записать взрыв «Цукубы» в Токийском заливе 14 января 1917-го года в единственный мире взрыв по оплошности линейного крейсера и лишение ценного корабля в силу японской халатности не позволяет этого сделать, оставляя «Цукубы» в броненосных крейсерах.
Поэтому в данной работе не получается обойтись без изследования потерь броненосцев, броненосных крейсеров и наследовавших им дредноутов и линейных крейсеров, о чём по порядку.
…
Так случилось, что самый большой количественный уровень потерь показали броненосные крейсера Royal Navy, которых Великой, ныне Первой мировой войны 1914-1918 гг., которых как и броненосцев потеряно 11.
Имперские ВМС II-го Прусского Рейха потеряли 5 броненосных крейсеров.
Российская Империя потеряла «Палладу».
Кроме количественных соотношений стоит рассмотреть причины и способы потоплений вражеских кораблей. (См. Рис. 2)
Потопление броненосцев на минах, установленных надводными кораблями, оказалось одним из самых грозных примеров грамотного применения самого тихого и смертоносного оружия, от чего погибло 4 корабля.
Отдельным видом такого утопления оказалась гибель на минах, установленных с подводных лодок, от чего было потеряно 3 корабля.
Потопления броненосцев торпедами подводных лодок привелок потере 10 кораблей, и особенно к привело к страданиями ВМС Османской Империи, оба потерянных броненосца которых были потоплены торпедами английских подводных лодок в несчастливый для турок 1914-ый год.
Потопление броненосцев торпедами эсминцев произошло всего в двух случаях, когда турецкий же опять эсминец «Muavenet-i Milliye» 15 мая 1915-го года пустил на дно английский броненосец HMS «Goliath» при проливе Дарданеллы и когда английский эсминец HMS «Onslaught» 01 июня 1916-го года отправил на дно немецкий броненосец SMS «Pommern», неосмотрительно заплывший очень далеко от своих берегов, которые почти скрылись из виду отважных немецких моряков.
От огня корабельных орудий немецких дредноутов погиб всего один русский броненосец «Слава», а второй бывший русский броненосец - в девичестве «Император Александр II», при лишении способности плавать в родных водах уже японский «Iki» (壱岐島) погиб при показательныз стрельбах японских линейных крейсеров «Kongō» (金剛) и «Hiei» (比叡). (См. Рис. 3)
Броненосные крейсера наоборот, гораздо увереннее гибли от огня вражеских орудий, записав по этим причинам 5 английских и 3 немецких броненосных крейсера - HMS «Monmouth», HMS «Good Hope», HMS «Defence», HMS «Black Prince», HMS «Warrior», SMS «Scharnhorst», SMS «Gneisenau» и SMS «Blücher». (См. Рис. 4, 5)
На минах, установленных подводной лодкой погиб один английский броненосный крейсер HMS «Hampshire».
Линейные крейсера наоборот гибли прежде всего от орудийного огня противника, особенно страдали ущербные детища Яшки Фишера, которых утонуло 3 - HMS «Indefatigable», HMS «Queen Mary» и HMS «Invincible» - при одном потопленном трудами английских линкоров немецком линейном крейсере SMS «Lützow». (См. Рис. 6)
Линейный крейсер «Гебен» («Грозный Султан Селим») спасся от утопления на минах только благодаря близости турецкого берега и чисто немецкого вываливания на него (См. Рис. 7),
впрочем как и SMS «Seydlitz» (См. Рис. 8), что никак не увеличило общий безвозвратный список боевых потерь линейных крейсеров в ходе Великой, ныне Первой мировой войны 1914-1918 гг. в 4 корабля.
Гибель дредноутов в ходе Великой, ныне Первой мировой войны 1914-1918 гг. происходила прежде всего от внутренних взрывов, от которых погибло 4 корабля – русская «Императрица Мария», италианский «Leonardo da Vinci», английский «Авангард» (HMS «Vanguard») и японский «Kawachi».
В случае насаждения на мину погиб 1 корабль – английский дредноут HMS «Audacious». (См. Рис. 9)
От торпед погибло 2 дредноута – Кайзерско-Королевский Австро-Венгерский дредноут «Святой Степан» (SMS «Szent István»), (См. Рис. 10) а единственным русским дредноутом, погибшим в ходе Великой, ныне Первой мировой войны 1914-1918 гг. от применения торпед 18 июня 1918-го года оказался русский дредноут «Императрица Екатерина Великая» («Свободная Россия»), потопленный марксисткой[3] агентурой, заброшенной в разное время в Россию, в том числе последняя волна, направленная ради предвкушаемых аннексий и контрибуций.
От боевых пловцов также погиб 1 дредноут и также Кайзерско-Королевский Австро-Венгерский тегетгофовец «Едиными усилиями» (SMS «Viribus Unitis»). (См. Рис. 11)
Таким образом, по относительным потерям среди дредноутов в 50% от списочного состава ВМС Австро-Венгрии оказались впереди всех, что однако оказалось совершенно не сравнимым с пользой от применения дредноутов, которой как-бы даже почти не было, несмотря на все имевшиеся возможности и гений их строителя Зигфрида Поппера, который также осенил их предшественников – броненосцы «Радцецкий», толку от которых также оказалось мало, несмотря на все заложенные в них передовые решения. Зато самые старые броненосцы австрийцами использовались гораздо более основательно и не только для стрельб по итальянской Анконе 24 мая 1915-го года.
Решающее для Великой, ныне Первой мировой войны 1914-1918 гг. на море Ютландское сражение при Скагерраке 31 мая – 01 июня 1916-го года прошло под знаменем дредноутов и линейных крейсеров, в котором, тем не менее, участниками и пострадавшими сторонами оказались в том числе броненосцы и броненосные крейсеры, то есть серые рабочие лошадки времён молодого ещё Мэхэна, который собственно их в виду и имел.
Имеющие их страны понесли средние потери в линкорах в 7,76%, а в броненосцах в 14,9%, то есть на броненосцах лежала вдвое большая повседневная нагрузка, чем на линкорах. При 16% потерях в линейных крейсерах уровень потерь в 22,3% в крейсерах броненосных превышал на треть, причём от гораздо большего числа в 112 броненосных крейсеров, приявших участие в войне, относительно принявших в ней участие 25 линейных. (См. Рис. 2) Ч.т.д.
Таким образом, броненосцы и броненосные крейсера, внесли значительный вклад в войну на море, особенно в части довлеющего над противником присутствия на морях Великой, ныне Первой мировой войны 1914-1918 гг.
[1] 1) HMS «Dreadnought» (1573), a 41-gun ship, 2) HMS «Dreadnought» (1654), a 52-gun third-rate ship of the line, 3) HMS «Dreadnought» (1691), a 60-gun fourth-rate ship of the line, 4) HMS «Dreadnought» (1742), a 60-gun fourth-rate ship of the line, 5) HMS «Dreadnought» (1801), a 98-gun second-rate, 6) HMS «Dreadnought» (1875), a ironclad battleship, 7) HMS «Dreadnought» (1906), a conventionally "all big gun" battleship, 8) HMS «Dreadnought» (S 101) was the United Kingdom's first nuclear-powered submarine, 9) HMS «Dreadnought» (2016) nuclear submarine.
[2] 9-ый дредноут, который мог быть учтён потерянным – уже зачисленный встрой ВМС Османской Империи турецкий OD «Sultan Osman-ı Evvel» (бывший бразильский «Rio de Janeiro») в первый же день Первой мировой войны стал английским HMS «Agincourt». Второй OD «Reşadiye (Reşad V)» ещё не зачислялся, команды не имел и учтён в списке кораблей Royal Navy как HMS «Erin».
[3] Марксизм изначально разрабатывался англичанами в качестве оружия против немцев и успешного оружия, чему доказательством является наличие красных знамён на дредноутах Кайзера, что выбило немцев из Великой, ныне Первой мировой войны 1914-1918 гг.
Fig. 1. 1918.11.11 Table of battleships, battlecruisers and armored cruisers that took part and were lost during the WWI 1914-1918.
Fig. 2. 1918.11.11 Causes of shipwreck by type and causes of death battleships, battlecruisers and armored cruisers during the First World War 1914-1918.
Fig. 3. 1918.11.11 List of pre-Dreadnought battleships lost during World War I 1914-1918 and causes of death
Fig. 4. 1918.11.11 List of armored cruiser lost during World War I 1914-1918 and causes of death.
Fig. 5. 1915.01.24 Battle of Dogger-bank sinking German armored cruiser SMS «Blücher» rolls over on her side
Fig. 6. 1918.11.11 List of Battlecruiser lost during World War I 1914-1918 and causes of death
Fig. 7. 1918.01.21 SMS «Goeben» beached in the Dardenelles after the Battle of Imbros.
Fig. 8. 1916.06.02 Die SMS «Seydlitz» nach der Skagerrakschlacht.
Fig. 9. 1914.10.27 Tory Island, British battleship HMS «Audacious» sinks after hitting a mine & crew take to lifeboats.
Fig. 10. 1918.06.10 SMS «Szent István» sinkt nach einem Torpedoangriff eines italienischen Schnellbootes «MAS-15».
Fig. 11. 1918.11.11 List of Dreadnought battleships lost during World War I 1914-1918 and causes of death.