Объектив считают светосильным, если его диафрагма имеет возможность открываться до максимальных значений. То есть, проще говоря, чем шире отверстие объектива, тем больше света он способен пропустить внутрь фотоаппарата.
Обычно светосильные объективы имеют начальные значения диафрагмы f/1.2, f/1.4, или f/1.8. В то время, как объективы несветосильные - это объективы, у которых самые открытые значения диафрагмы f/4-5.6.
Очень часто слышу такой вопрос:
- " зачем покупать дорогой светосильный объектив, если при съёмке на самых открытых значениях диафрагмы получается очень маленькая глубина резкости?"
Действительно, вопрос актуальный и имеет право на существование, поскольку лично ко мне часто приходят ученики, которые уже учились у других, и которых научили, что снимать надо на открытой диафрагме.
Обычно это ученики портретистов, снимающих с естественным светом на светосильные портретники. Работы таких фотографов просто волшебны. Вот, например из снимков Насти Околот:
Человек покупает у него курс, проходит обучение и пытается повторить. И, вроде бы, всё так же делает, и диафрагму открывает на максимум, и свет хороший подбирает, а резкости на снимках нет. Даже на технику грешить начинает, бежит к мастеру.
Мне уже много раз приходилось доучивать/переучивать таких начинающих фотографов. Начинаю их спрашивать: что уже проходили, чему научились, и тут выясняется, что им только сказали ОБЯЗАТЕЛЬНО купить полноформатный фотоаппарат и светосильный объектив и снимать на самой открытой диафрагме.
Спрашиваю:
- "А про фокусное расстояние вам рассказывали? Про способы фокусировки? Про дистанцию до объекта съёмки?"
Нет, говорят. Не знаю, то ли учились невнимательно, то ли и правда им так преподавали.
Ну, скажу вам, что переучивать таких учеников несколько сложнее, чем обучать с нуля. Они уже, как правило, успели войти в роль коммерческих фотографов, техникой дорогой обзавестись, и руку набить на неправильных приемах съёмки. Вот и отучаю их потом от того, что снимать крупноплановый портрет на открытой диафрагме f/1.4-1.8 НЕЛЬЗЯ.
Потому что, на глубину резкости влияет еще и дистанция фокусировки до объекта и фокусное расстояние.
Вот, что мы получим, снимая на диафрагму f/1.4 с близкого расстояния.
В зону резкости попало что-то около плеча, а на лицо глубины резкости не хватило. А все потому, что снимался этот портрет с очень близкого расстояния.
И владельцы светосильных объективов не понимают, почему у них не получается повторить за своим учителем.
Что могу сказать? Внимательней надо быть на занятиях и не отставать от преподавателя, пока не поймете в чем фишка.
Так вот, за что же тогда фотографы так любят эти светосильные объективы, если те же крупноплановые портреты они снимают и на f/2.8 и на f/5.6?
Вот портрет, снятый на несветосильный зум-объектив 24-700 мм со светосилой f/3.5-5.6
Как видите, и девочка в резкости и фон размыт. Значит такие портреты можно снимать и на обычный зум-объектив? Да, можно. Тогда почему светосильные объективы такие популярные и дорогие?
Во-первых, светосильные объективы дают более светлую картинку, а значит фотограф видит кадр в видоискателе лучше, особенно в условиях плохой освещенности. Это дает возможность лучше скомпоновать кадр и сфокусироваться в нужном месте.
Во-вторых, при съёмке с открытой диафрагмой можно снимать на более коротких выдержках. Если снимать один и тот же кадр на светосильный объектив с фокусным расстоянием 200 мм и диафрагмой f/2.8, и не на светосильный объектив с таким же фокусным расстоянием и диафрагмой f/5.6 (шире диафрагма на таком объективе просто не откроется), то в первом случае можно получить очень короткую выдержку (около 1/500 сек), а во втором случае выдержка будет гораздо длиннее (около 1/125 сек).
Светосильные объективы очень выручают при съёмке в условиях плохого освещения, в сумерках или в помещениях, где нельзя использовать вспышку. Именно за это их так любят фотографы, особенно репортажники. Ведь для тех, кто снимает репортаж или спорт очень важна короткая выдержка. Также светосильный объектив здорово выручает при вечерней и ночной съёмке с рук.
Есть еще один момент, за который так любимы светосильные объективы. Но все объективы, а только те, у которых фокусное расстояние составляет от 85 до 200 мм. Такие объективы очень дорогие, но они просто незаменимы при съёмке людей в полный рост с маленькой ГРИП. Даже группу людей с размытым фоном можно снять, при соблюдении всех необходимых условий, о которых я расскажу вам чуть позже, в отдельной статье.
Если вы надумаете приобрести себе светосильный объектив, то покупайте сразу 85 мм, а не 50 мм. Почему? Именно потому, что большее фокусное расстояние в дальнейшем позволит вам снимать группы людей в полный рост с размытым фоном.