Найти в Дзене

170 лет на винтовых сваях в воде

Изобрел винтовые сваи ирландский инженер Александр Митчелл. Он придумал их, чтобы решить задачу строительства маяков прямо в воде на песчаных отмелях и илистых берегах. После серии успешных испытаний в 1833 году он запатентовал свою разработку, а уже через 7 лет в устье Темзы был открыт первый маяк, построенный на фундаменте Митчелла.

До изобретения Митчелла, если берег не подходил для возведения на нем традиционного каменного маяка, использовали «плавучие маяки». Плавучий маяк – специальное судно, оборудованное сигнальными средствами. Такой маяк работает неидеально. Он перемещается под воздействием волнения от судов, а шторм может вовсе сорвать его с места швартовки.

Плавучий маяк Noord Hinder, сейчас – музей в Нидерландах. Источник – Википедия
Плавучий маяк Noord Hinder, сейчас – музей в Нидерландах. Источник – Википедия

Придуманная и запатентованная Александром Митчеллом технология строительства на винтовых сваях позволила возводить маяки прямо на отмелях в воде. Это стало существенным вкладом в повышение навигационной безопасности.

Маяк Спит-Бэнк. Источник — официальный сайт Национального реестра архитектурного наследия Ирландии
Маяк Спит-Бэнк. Источник — официальный сайт Национального реестра архитектурного наследия Ирландии

Первые маяки на спроектированном Митчеллом фундаменте появились в Ирландии и Британии. Позже технология распространилась, маяки и причалы на винтовых сваях стали строить в Северной Америке. А в Индии на них возводили железнодорожные мосты и телеграфные сети. Некоторые из построенных в то время маяков сохранились до сих пор.

Маяк Спит-Бэнк (Spit Bank Lighthouse) недалеко от Коба в графстве Корк — один из трех уцелевших в Ирландии маяков на свайно-винтовом фундаменте.  Платформу для маяка Спит-Бэнк спроектировал лично Александр Митчелл.

Маяк Спит-Бэнк. Фото: Энди Мэйсон для Национального реестра архитектурного наследия Ирландии (источник — официальный сайт Национального реестра)
Маяк Спит-Бэнк. Фото: Энди Мэйсон для Национального реестра архитектурного наследия Ирландии (источник — официальный сайт Национального реестра)

Маяк был зажжен в 1853 году. В 19-м веке к маяку добавили сирену, а в 20-м автоматизировали его работу. Маяк подвергался ремонту в 1978 году после столкновения, а позже — в 2013 году.

Маяк Спит-Бэнк. Фото: Энди мэйсон для Национального реестра архитектурного наследия Ирландии (источник — официальный сайт Национального реестра)
Маяк Спит-Бэнк. Фото: Энди мэйсон для Национального реестра архитектурного наследия Ирландии (источник — официальный сайт Национального реестра)

Сейчас, спустя 170 лет, маяк продолжает функционировать. Сейчас он отмечает участок обязательной лоцманской проводки судов. Маяк Спит-Бэнк — культовое сооружение, поэтому его сохраняют несмотря на развитие технологий.