Патара (Pttara – ликийское название города) расположена к востоку от реки Ксанфос (совр. Эшен). Один из крупнейших городов Ликийского союза и главный морской порт Западной Ликии.
История
Древний город Патара был основан ликийцами, которые называли себя Termilae или Tremilae. Это не были переселенцы с острова Крит, как утверждал известный историк Геродот. Они назвали свою родину Трмис, а себя – Трмили. Археологические находки свидетельствуют о том, что первое поселение Патары относится к раннему бронзовому веку. Самый ранний письменный документ - иероглифо-лувийская надпись Ялбурта, датируемая 13 веком до нашей эры. В этой надписи хеттский царь Тудхалия IV рассказывает о своих военных походах на землю Лукка и говорит, что он «приносил жертвы и преподносил дары напротив горы Патар, воздвиг стелы и построил священные места».
Согласно Страбону, город основал Патар, сын Аполлона и Ликии, дочери Ксанфа.
Фрагменты керамики X века, обнаруженные при раскопках в Некрополе Тепецик, указывают на то, что этот регион был непрерывно заселен от хеттской Лукки до гомеровской Ликии.
Персидский период
Около 540 г до н.э. Патара (как и вся Малая Азия) попадает под власть персидского царя Кира II. Ликийцы были одними из немногих народов, которые оказали сопротивление его полководцу Гарпагу. Патара становится частью «Первой сатрапии» в Сардах (516-515 г. до н.э.).
Ликийцы же, когда Гарпаг вступил с войском в долину Ксанфа, вышли ему навстречу и доблестно сражались небольшими отрядами против огромного войска. (Геродот)
Стоит отметить, что правление персов ограничивалось сбором налогов и не оказывало существенного давления на жизнь региона. Это позволило ликийским городам достичь высокого уровня развития и сформировать самобытную культуру.
Эллинистический период
После битвы при Эвримедоне (сражение на море и суше между Делосским союзом и Персидской империей Ксерска I) 469-468 г. до н.э., город присоединился к Делосской лиге Афин. В 334 или 333 году до нашей эры Патара, как и остальные города Ликии, без сопротивления сдалась Александру Македонскому.
После распада империи Александра, городом последовательно владели Антигон I, Деметрий I, после чего он попал под контроль Египта (был покорен Птолемеями). Птолемей II Филадельф восстановил город и переименовал в Арсиною в честь своей сестры и жены, но это название не прижилось. Город продолжали называть прежним именем.
Римский период
В 196 г. до н.э. город был захвачен Антиохом III, начался этап владычества над Ликией Селевкидов (государство, образовавшееся после распада империи Александра Македонского во главе с его полководцем Селевком I Никатором).
Но уже в 188 году до н.э., после победы римской армии, был подписан Апамейский договор. Согласно документу, римлянам отходили все земли Малой Азии западнее Таврских гор. Ликия была присоединена к Родосу- союзнику римлян. Родосцы пытались доминировать над ликийцами, которые отчаянно сопротивлялись. После десятилетней войны, когда отношения между Родосом и Римом осложнились, Сенат поддержал сторону ликийцев. В 167 году до н. э. Ликия обрела независимость, оставаясь союзником Рима.
В этот момент начинается расцвет Ликийского союза (ликийск.: Itlehi Trm̃mili). Патара, которую римский историк Ливий (Ливий) определил, как «caputgentis Lyciae (столица ликийского народа)», стала «столицей Ликии».
В первом веке до нашей эры Патара (стратегически важный порт) была в центре исторических событий, возглавляемых: Митридатом, Евпатором, Суллой, Цезарем и Брутом.
В 43 году нашей эры Ликия была официально присоединена к Римской империи, Патара стала официальной столицей «провинции Ликии».
В поисках денег и воинов для ведения войны, прибыл Марк Юний Брут с войсками. Жители соседнего города Ксанф, оказывают ему ожесточенное сопротивление, в результате чего город был полностью сожжён вместе с жителями. Патара также отказывалась подчиниться римлянам. Но в ходе переговоров были отпущены взятые в плен жёны и дочери видных граждан и достигнуто мирное соглашение. По нему жители Патары снабдили Брута кораблями и золотом, получив взамен освобождение от податей на ближайшие несколько лет.
Начинается период расцвета Патары. Благодаря доходу от морской торговли и оракула-пророчества бога Аполлона, Патара стала одним из самых богатых и крупнейших городов Ликии. В 131 году город посещает римский император Адриан с супругой Сабиной.
Византийский период
Во время правления императора Константина, основавшего Восточно-Римскую (Византийскую) империю с центром в Константинополе (312-337 гг.) провинция Ликия-Памфилия была вновь разделена. Патара сохранила своё стратегическое значение, как порт, соединяющий новую имперскую столицу Константинополь с Восточным Средиземноморьем.
Начало 8 века нашей эры связано с морскими набегами арабов. На территории Византии вводится система военно-административного деления (фемы). Патара входит в морскую фему Кивирреоты (включает территории южного побережья Малой Азии и острова Эгейского моря) и становится военно-морской базой (до 10 века нашей эры).
Турецкий период
После битвы при Мириокефалоне (1176 г.) Ликия перешла под контроль турок, что привело к постепенному процессу тюркизации и исламизации региона. Последняя известная запись из Патары относится к 1478 году нашей эры, когда Джем Султан прибыл в город, чтобы заключить договор с родосцами по приказу своего отца Мехмета Завоевателя. С 16 века нашей эры город постепенно утратил свое значение, так как порт Патара был заилен песком, переносимой рекой Эшен (Ксанф), что сделало невозможным швартовку судов.
Религия в жизни Патары
С античных времён Патара являлась крупным религиозным центром. Здесь располагалось известное в греческом мире святилище Аполлона с оракулом.
Позже город занял важное место в истории христианства, благодаря Святому Николаю, известному во всем мире как Санта-Клаус. Он родился в Патаре в 270 году нашей эры.
В городе была расположена епископская кафедра. Патарские епископы играли важную роль в раннем христианстве:
Святой Мефодий (Мефодий Патарский) – епископ Патары или Олимпа в Ликии. Автор толкования священного писания. По одной из версий был убит язычниками в 312 году.
Епископ Евдем II Патарский - представлял Ликию на Первом Константинопольском соборе в 381 г. н.э.
В Патаре останавливался Апостол Павел вместе с евангелистом Лукой на пути из Родоса в Финикию.
Исландский паломник Николас фон Пвера записал, что он посетил «школу Николая» в Патаре в 1140 году.
От Античности к Современности
В период расцвета в Патаре проживало до 20 000 человек. Дороги связывали город со всеми провинциями. Для водоснабжения столицы был сооружён многокилометровый акведук – Деликкемер. В городе были построены термы (античные бани), зернохранилище, триумфальная арка, булевтерий (административное здание античных времен), фонтан, стадион, театр, маяк.
В 542 году пандемия чумы привела к массовому сокращению населения. Последующие арабские набеги в 7-8 веках нашей эры, вынудили жителей отступить в горные районы Ликии.
В наши дни руины города практически полностью занесены песком. В трех километрах от городских ворот простирается 18 километровый пляж Патары. Место бывшей гавани превратилось в болото и не соединяется с морем. На территории античного города ведутся археологические работы. Вход платный.
Источник: информационные стенды Патары
#Патара #ЛикийскаяТропа #ДревняяЛикия #АктивныйОтдых #Треккинг #МаршрутыПоТурции #ТурцияПешком #ПешкомПоМиру #ПешкомПоТурции