На территории античного города Патара выставлен корабль. К моему удивлению, он оказался далеко не муляжом. Эта лодка из тростника (так перевел гугл) была построена недалеко от болгарского города Варна в 2019г. В основу проекта судна легли древние наскальные рисунки, изображавшие мореходство того времени.
Автор проекта - Доминик Гёрлиц- создал лодку ABORA IV чтобы провести исторический эксперимент. Дело в том, что историки считают, что техническое развитие шло с запада на восток (из Европы в Азию). При этом величайшей загадкой остается строительство пирамид в Египте 4600 лет назад. Гёрлиц предположил, что оно шло с использованием железных инструментов. Однако, археологи не обнаружили фактов производства железных орудий в то время на территории Египта (Та-Кемет – как называли страну древние египтяне). Поэтому одна из версий – экспорт метала в страну (т.е. обратная версия, что техническое развитие могло идти и с востока на запад). В её пользу говорит тот факт, что «в Армении археологи в конце 1960-х годов обнаружили стоянку, в которой ещё в середине III века до н.э. - более чем за 1000 лет до хеттов - изготавливали кованое железо». Следующий вопрос – как доставляли его в Египет? Вот на него и решил ответить Гёрлиц в ходе своей экспедиции.
Стоит отметить, что современная египтология принципиально отвергает существование железных орудий, потому что не было никаких археологических свидетельств. Однако Геродот (ок. 500 г. до н.э.), указывает, что древние египтяне получали свои ценные металлы из причерноморских регионов современной России, Грузии и Армении. «Говорят, что фараон Сесострис I (ок. 1975–1930 гг. до н. э.) даже предпринял военную экспедицию в этот район и основал сегодняшний грузинский город Поти. То же самое передает и римский историк Страбон (ок. 100 г. н.э.)». Один из морских путей вел от подножия Кавказа через Босфор, Дарданеллы и Эгейское море на Крит.
Миссия ABORA IV - предоставить доказательства того, что предания Геродота основаны на более старых, но реалистичных источниках, и что далекие торговые путешествия с египетскими кораблями из папируса были технически возможны.
Путешествие началось из Варны через Черное море к выходу из Дарданелл, далее через Эгейское море в Афины. Оттуда она продемонстрировала свою маневренность на пути к островам Мелос, Санторини и через 1500 км завершилось путешествие в портовом городе Каш (Турция) недалеко от Патары.
Если бы морские купцы того времени путешествовали на своих тростниковых лодках между Черным, Эгейским и Средиземным морем, они также несли бы груз весом в тонны и избежали бы более опасной наземной перевозки. Таким образом, плавание по Черному морю и даже переход через Босфор и Дарданеллы был возможен на доисторических лодках из тростника. Многие эксперты все еще сомневаются в этом. Морская торговля древних египтян с дальними партнерами в Черном море, описанная Геродотом, действительно могла существовать. «То же самое относится к торговле Эгейским обсидианом на дальние расстояния с острова Мелос и подтверждает, что обмен товарами и культурными идеями развился задолго до появления цивилизаций в древности».
Путешествие ABORA IV в точности соответствовало одному из предполагаемых торговых маршрутов с Балкан через Эгейское море в Средиземное море. В последние годы археологи обнаружили здесь удивительные находки, которые подтверждают наличие обширных торговых сетей как на море, так и по европейским речным системам.
Так что пирамиды Египта действительно могли быть построены с применением железных орудий. А полюбоваться на лодку можно в Патаре. Обязательно загляните сюда если и не по Ликийской тропе, то на экскурсию.
#Патара #ЛикийскаяТропа #ДревняяЛикия #Аргонавты #Треккинг #МаршрутыПоТурции #ТурцияПешком #ПешкомПоМиру #ПешкомПоТурции