Болельщики как следует понервничали на последних кругах Гран-при Австралии, но спустя пару дней кажется, что все было сделано максимально глупо.
Гонка в Мельбурне началась на удивление живо — смена лидера на старте, минус одна «Феррари» и, как следствие, море пит-стопов. Веселье подкрепили аномальное число обгонов не только на прямых, а также самовыпил Алекса Албона, вызвавший красные флаги. Как мы «скучали» по красным флагам! Тем не менее, после рестарта все устаканилось, так что ближе к финишу мы были свидетелями убаюкивающего зрелища — почти все, кто имел шансы надавить на впереди идущего соперника, бросили свои попытки и спокойно доезжали до финиша. Судейские ужасы прошлых лет казались настолько далекими, что вмешательство гоночной дирекции на последних минутах не допускалось даже в параллельной вселенной. До конца остается всего пара кругов.
И вдруг Кевин Магнуссен не вписывается в поровот, оставляет на трассе покрышку, а мы видим немыслимые красные флаги. Радость за финиш не под машиной безопасности перекрывает всякий здравый смысл — слетевшая с болида «Хааса» резина, видимо, вызывает у главы гоночной дирекции Нильса Виттиха чувство смертельной опасности.
Пошло добро.
Нервное истощение
Его получили около 100% зрителей гонки. Одни сразу пришли в бешенство, удивляясь несоразмерности аварии Магнуссена итоговым решением, другие обрадовались, что нас не будет ждать унылый финиш за машиной безопасности по той же причине — все-таки жалко наблюдать подобный финал из-за слетевшего колеса. Так или иначе, нам пообещали рестарт с места и самую непредсказуемую концовку, которую только можно было представить в Австралии (!).
Что до самой аварии Магнуссена? Да всё мы видели, она была действительно пародией на слово «авария» и никаких красных флагов не заслуживала. Нильс Виттих бы ответил нам, что ситуация не такая однозначная — например, один из карбоновых обломков от болида датчанина улетел аж на трибуны и порезал руку болельщику, но это скорее из разряда стечения обстоятельств и к ситуации на самом асфальте не имело никакого отношения. Гоночный директор оказался перед сложным выбором и вариантов у него было ровно два:
- Выпустить машину безопасности и дать финиш под ней. Все-таки для обычных желтых флагов на секторе было действительно многовато мусора, который нужно убрать. Самый очевидный исход, который навлек бы на ФИА такие же очевидные лучи гнева, да и Либерти Медиа от такого академического доезжалова было бы неприятно.
- Мгновенно прикинув, что времени для рестарта с места даже на один круг будет достаточно, дать красные флаги — все равно у судей есть юридически грамотные отмазки на ЛЮБЫЕ огрехи и непоследовательность (Абу-Даби 2021, привет!). Большинство простит некоторую абсурдность полной остановки гонки из-за отлетевшего колеса в угоду зрелищности и зарубе на финальных кругах.
Нильс Виттих и его друзья на 99% выбрали второй вариант именно в угоду толпе. То есть, всем нам. Если бы мы знали, что нас ждет впереди… Я бы на рулетку жизнь свою поставил, чтобы гонка закончилась первым вариантом.
Бессмысленная вакханалия
Только так можно описать происходящее на рестарте после аварии Магнуссена. Пилоты не успели прогреть шины и в первых трех поворотах устроили самое настоящее трэш-шапито. Минус два жителя подвала и смертоносная атака Сайнса на Алонсо в первом повороте, две «Альпин» в стене — во втором и беспомощно скользящий по гравию Лэнс Стролл — в третьем. Снова красные флаги, и тут уже без вопросов. Точнее, был один: а стоило ли оно того? За пару десятков секунд мы лишились четырех машин, а два «Астон Мартина», один из которых ехал на абсолютно боевой и заслуженный подиум, оказались последними. Хюлькенберг нашел себя на четвертом месте и в случае штрафа Сайнсу (наиболее вероятного), получил бы свой чертов подиум.
Но пришла беда, откуда не ждали. Две вселенные — вменяемых и глупых судейских решений — сплелись воедино. Дирекция откатила текущее положение пилотов и объявила, что третий рестарт в гонке будет проводиться по позициям до второго. Где-то захлюпал Пьер Гасли, проводивший великолепную гонку, а у Карлоса Сайнса случилась объясняемая истерика — с какой радости он должен отбывать штраф, если последствия его нарушения уже обнулены?! Так вот, про вселенные. Решение откатить все, как было до последнего рестарта — безумно обидное, глупое и при этом самое правильное, которое только могли принять судьи. Особенно с учетом того, как они напортачили ранее. Только так можно было вернуть глобальную справедливость на трассе. При этом понятно, что без жертв в этой ситуации обойтись было тяжело — пострадавшие пилоты принесли себя в жертву ради хотя бы частичного исправления ситуации. Из утешений для них — Логан Сарджент и Пьер Гасли не получили очевидных штрафов за выносы соперников, а Карлос Сайнс… Вот здесь утешение найти трудно — разве что общественность встала на сторону одинокого пилота «Феррари», чтобы испанец не чувствовал себя совсем уж оставленным, как Александр Пистолетов в клипе на песню «Брошенный».
Что делать ФИА
Еще раз напомним, что автоспорт и Формула-1 в отдельности — безумно тяжелые пациенты с точки зрения судейства. Поэтому мы постоянно говорим о том, что прецеденты в королеве автоспорта на то и существуют, чтобы их оперативно исправлять. Другое дело, когда гоночная дирекция с судьями сами раскручивают этот маховик абсурда и потом же ковыряются в нем палочкой, пытаясь спасти в горящем доме хоть что-нибудь ценное. На ум приходит самое очевидное решение, которое действительно имело бы эффект, и именно поэтому никогда не будет рассмотрено ФИА. Что это?
Как нам известно даже на бытовом, социальном уровне — никто никогда не шевелится до тех пор, пока не случится что-нибудь страшное. Например, чтобы по всей России прокатилась волна действительно жестких пожарных проверок, что-нибудь должно трагически сгореть дотла. Охрану в школах предлагают (!) усилить тоже только после того, как случится непоправимое. Примеры, конечно, радикальные, но суть передают отлично — тем более, что нам не нужно переносить из них ничего, что связано с трагизмом.
А вот взять без всяких прецедентов томик правил, созвать целую комиссию экспертов и устроить большой-большой анализ трактовки всех спорных пунктов гоночного регламента, чтобы их пофиксить. Почему нет? Эта идея в крайне степени банальна и ровно в такой же эффективна. Смоделировать максимальное количество возможных ситуаций, провести оценку, а потом выйти к народу и на пальцах расписать, что было изменено и чем это поможет Формуле-1 в будущем. Один из редких случаев, когда даже самые дубовые болельщики встали бы и поаплодировали директору, стюардам и всем, кто связан с судейством в Формуле-1
Это гораздо лучше, чем искусственная эйфория и трата нервных клеток зрителей из-за дерганых судейских решений.