Найти тему
История моды с Марьяной С.

Платья для героини Джейн Остин

Будем сегодня говорить о героинях "Гордости и предубеждения" и одном платье!

Но для начала - немного о моде и времени в целом. Когда Джейн Остин начала работу над романом, то на дворе была вторая половина 1790-х. Женский силуэт менялся - талия потихоньку поднималась всё выше и выше, юбки становились всё менее пышными, но в целом силуэт был ещё довольно... мягким, округлым. А вот когда роман был опубликован, в 1813, моды к тому времени сильно изменилась - уже давно носили узкие платья с завышенными талиями, и всячески старались вытянуть силуэт по вертикали - и отделкой, и аксессуарами.

Интересно, какими в мыслях Джейн Остин были героини романа? Как они были одеты? Всё ещё по моде конца 1790-х или всё же так, как стали одеваться в 1800-х? Я ратую за второй вариант.

Платье, 1810-15. (с) Из коллекции Музея костюма в Мадриде
Платье, 1810-15. (с) Из коллекции Музея костюма в Мадриде

И вот мне встретилось милейшее платье, которое, как мне кажется, вполне может вписаться в "Гордость и предубеждение". Не роскошное вечернее, а дневное, с длинными рукавами, закрытое - то, что нужно для повседневной жизни.

И, между прочим, не такое уж простое, каким кажется на первый взгляд! Начнём с цвета. Белый был очень моден в начале XIX века, навевая ассоциации с мраморными античными статуями. И, поскольку как раз в это время активно использовали ткани из хлопка (тот же муслин, который Остин то и дело поминает в своих книгах), за этими платьями было чуть легче ухаживать, чем за пышными шёлковыми и бархатными платьями прошлых лет. И всё же белый цвет требовательный, маркий, и повседневное белое платье - это признак определённого уровня, определённого достатка...

Платье, 1810-15. (с) Из коллекции Музея костюма в Мадриде. Деталь.
Платье, 1810-15. (с) Из коллекции Музея костюма в Мадриде. Деталь.

Поначалу платье может показаться просто белым. а потом присматриваешься и понимаешь, что лиф сшит из другой ткани, с вытканным рельефным узором и, обратите внимание, как идут линии - по диагонали! И это сразу делает платье более интересным. Кстати, материал - хлопковая тафта.

К платью добавили контрастный поясок, и, кажется, эта кайма шали. Красивую кайму грех было не использовать в хозяйстве, даже если сама шаль уже не годилась, учитывая дороговизну этих самых шалей...

Платье, 1810-15. (с) Из коллекции Музея костюма в Мадриде
Платье, 1810-15. (с) Из коллекции Музея костюма в Мадриде

Рукава вроде бы совсем простые, но они украшены манжетами, и, если присмотреться, видна вышивка, белым по белому. Казалось бы, такая мелкая деталь... Но и она усложняет образ!

Платье, 1810-15. (с) Из коллекции Музея костюма в Мадриде
Платье, 1810-15. (с) Из коллекции Музея костюма в Мадриде

Подол платья укреплён дополнительно - чтобы лучше дердать форму. (Ну и, наверное, не стоит говорить, что под платьем должны быть нательная сорочка, корсет, нижнее платье - а то и панталончики, хотя и необязательно).

И, наконец, в музее к платью добавили палантин. Это не роскошная шаль, конечно, но он отлично оживляет образ!

Платье, 1810-15. (с) Из коллекции Музея костюма в Мадриде
Платье, 1810-15. (с) Из коллекции Музея костюма в Мадриде

Так вот. Как вы считаете, кому бы из героинь "Гордости и предубеждения" это платье могло подойти? Или вообще, может, отдадим его другому роману? :)

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!