Быть изгоем среди сверстников, стать жертвой буллинга, плохо и без желания учиться, раздражаться и злиться на родителей, постоянно с ними спорить и в конечном счете отдалиться друг от друга; тревожиться, попасть в плохую компанию, выбирать нездоровые способы хоть ненадолго почувствовать себя «в порядке»…
И это неполный список сложностей, с которыми, по мнению экспертов в психологии развития, может столкнуться ребенок с низким эмоциональным интеллектом.
Безусловно, причины таких проблем ОЧЕНЬ сложны, и не стоит преуменьшить влияние социальных и экономических факторов и врожденного темперамента. Но перед лицом первых двух легче выстоять человеку с эмоциональными навыками, а темперамент можно изменить к лучшему.
Мы не ставим перед собой задачу объять необъятное и рассмотреть все причины, следствия и способы действовать. Задача этой серии статей – направить внимание к самому вопросу развития эмоциональных компетенций у детей. Эту сферу часто упускают из вида родители и учителя за другими проявлениями заботы или сверхзанятостью. Но именно она закладывает фундамент жизнестойкости и психологического благополучия. И эта инвестиция в детей доступна каждому.
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ
Если за детство и отрочество ребенок постепенно овладевает эмоциональными и социальными навыками, то это серьезно повышает их шансы избежать перечисленных в начале проблем. Способность быстро восстанавливать физические и душевные силы помогут им смело смотреть жизни в лицо и сохранить жизнерадостность даже перед лицом самых тяжелых невзгод. Вот эти навыки:
- умение разбираться в своих душевных переживаниях, распознавать и выражать свои эмоции.
- способность держать чувства под контролем: справляться со сложными эмоциями, успокаивать тревогу, умерять гнев, не поддаваться унынию, контролировать импульсы и думать, прежде чем действовать.
- развитые навыки общения: умение считывать эмоциональные и социальные сигналы других, устанавливать близкие отношения, улаживать разногласия, применять эмпатию на практике.
- способность контролировать побуждения и откладывать удовольствия.
НЕЙРОНАУКА ОБ ЭМОЦИЯХ
С позиции нейронауки эмоциональная жизнь – это сложное поведение и результат совместной деятельности многих участков мозга. Это значит, что в мозге нет единого центра эмоций. У каждой области, принимающей участие в этом слаженном процессе есть свои функции. Например, задача амигдалы – проверять наш опыт на наличие угрозы и активировать эмоции страха и гнева. Роль гиппокампа, ответственного за память – помещать событие в контекст. Контролем же и регуляцией эмоций занимается префронтальная кора.
Все три важных для эмоциональной жизни области мозга (префронтальная кора, амигдала и гиппокамп) тесно связаны с телом, в частности, с иммунной, эндокринной системами и с автономной нервной системой.
«В этих связях, возможно, кроется ключ к разгадке того, как разум может воздействовать на тело, и к пониманию механизма воздействия эмоций не только на наше психическое, но и на физическое здоровье», — считает Ричард Дэвидсон, мировой эксперт по аффективной нейронауке.
ЦЕНТР ЭМОЦИОНАЛЬНОГО САМОКОНТРОЛЯ
Префронтальная кора у человека несоизмеримо больше, чем у других видов. Она играет уникальную роль в формировании не только когнитивного интеллекта, но также социального или эмоционального интеллекта. Это центр эмоционального самоконтроля, понимания и искусного ответного реагирования.
Префронтальная кора обладает большой пластичностью, особенно в период роста. Из всех участков мозга, она достигает зрелости последней, продолжая анатомический рост до середины третьего десятка лет жизни. Привычка справляться с эмоциями, закрепленная многократными повторениями в детстве, создает нейронные пути. А они, в свою очередь, потом запускают эти привычные способы реагирования. Вот так действия изменяют мозг, а мозг изменяет действия. Привычки, приобретенные в детстве, закрепляются в нейронной «проводке» мозга и с возрастом труднее поддаются изменению.
ТРИ «ОКНА ВОЗМОЖНОСТЕЙ»
Есть три основных периода повышенной пластичности в мозге. В эти периоды в мозге происходит радикальная реорганизация и есть возможности для вмешательства. Первый период – сразу после рождения, второй – начало обучения, от 5 до 7 лет, и третий – в подростковом возрасте. Это – настоящие окна возможностей, которые помогают детям сформировать эмоциональные склонности на всю последующую жизнь. В эти годы родители и учителя могут предложить средства эмоциональной защиты.
С другой стороны, в это время дети особенно уязвимы. Невнимание к переживаниям, равнодушие занятых собой родителей, дефицит питающих контактов между родителем и ребенком также оставляют отпечаток в эмоциональном контуре и закладывают основы дальнейших проблем.
В двух следующих статьях мы расскажем о ключевых моментах для поддержки здоровой «эмоциональной иммунной системы» младенца в первом и каким эмоциональным компетенциям важно научиться детям во втором «окне возможностей».