После семи попыток, 19 мая 2000 года в 10.11.10. UTC МТКК «Атлантис» наконец-то стартовал. Запуск многоразовой космической транспортной системы был произведен со стартового комплекса KC-39A Космического центра им. Дж. Кеннеди во Флориде. На борту корабля находился экипаж, в составе: командир экипажа, полковник ВВС США Джеймс Хэлселл, пилот корабля, подполковник ВВС США Скотт Хоровитц, руководитель полезной нагрузки, доктор химии Мэри Вебер, бортинженер корабля, подполковник Армии США Джеффри Уилльямс, специалисты полета Джеймс Восс, полковник ВВС США Сьюзен Хелмс и космонавт Роскосмоса Юрий Усачев.
Основной задачей третьего полета к Международной космической станции по программе STS-101 была доставка расходуемых материалов и оборудования, ремонт системы электроснабжения Функционально-грузового блока «Заря», дооснащение станции различной аппаратурой. Доставляемые материалы и оборудование размещалось в двойном транспортном модуле Spacehab-LDM, установленном в отсеке полезного груза шаттла.
Через 9 минут после старта корабль отделился от топливного бака и вышел на опорную орбиту. Выполнив маневр довыведения OMS-2 шаттл перешел на орбиту с параметрами: наклонение – 51,58 градуса, высота – 158,1х331,4 км., период обращения – 89.327 мин. В момент запуска станция находилась над Болгарией, а после выхода шаттла на орбиту оказалась над Тихим океаном в 110 градусах впереди него. МТКК «Атлантис» догонял ее со скоростью 7,1 градус за виток.
Выполнив первый маневр фазирования NC1, пилоты немного понизили орбиту корабля до высоты 158,7х324,9 км. с периодом обращения до 89,26 минут. В результате за 8 витков корабль ушел вперед МКС на 225 км.
Первый рабочий день на корабле продолжался пять часов. Астронавты открыли створки ОПН, установили надежную связь с ЦУП-Х через геостационарные спутники TDRS, перевели системы корабля из стартового состояния в полетное, открыли люки и расконсервировали переходной туннель и модуль Spacehab-LDM.
После отдыха у экипажа начался полноценный рабочий день. На борту МТКК «Атлантис» экипаж запустил биотехнологические установки PCG-BAG, CPCG, ASC-BG по выращиванию 504 кристаллов протеинов человеческого альфа-интерферона 2b, отрабатывали способ генетической трансформации в семенах сои вводя специальный флуоресцирующий ген-репортер rs-GFP. В ОПН в контейнере GAS по экспериментам MARS и SEM-06 экспонировались в условиях космического полета семена подсолнечника, дыни, мушмулы, редиса, фасоли, бобов, репы, пальмы, ромашки, мака, картофеля, кукурузы, замороженные бактерии, рачки, дрожжи, вода, почва, пчелиный клей, перья, волосы, песок, пленка, масло, окрашенные жидкости, краски, микросхемы, магнитные чипы и т.д. Астронавты ежедневно отбирали пробы слюны и крови для медицинского эксперимента «Мониторинг реактивации и распространения латентных вирусов». Испытания интегрированной навигационной системы SIGI выполнялись в ходе технического эксперимента SOAR.
Хэлселл и Хоровитц выполнили вторую коррекцию NC2, которая привела к подъему орбиты до высоты 256,6х323,9 км. с периодом обращения 90,25 минут. Вебер и Уилльямс открыли люки и расконсервировали грузовой модуль Spacehab-LDM, а затем вместе с Хоровитцем проверили скафандры для работы в открытом космосе. Был активирован и приведен в рабочее состояние корабельный дистанционный манипулятор RMS. При первой попытке не сработало запястье механической руки, но со второй попытки все нормализовалось. Используя телекамеру манипулятора астронавты тщательно осмотрели ОПН и полезную нагрузку, размещенную в нем.
Третья коррекция NC3 привела к подъему высоты орбиты до 320,1х325,8 км. с периодом обращения в 90,94 минут. К вечеру МТКК «Атлантис» был в 690 км. от МКС, а относительная скорость уменьшилась до 48 км. за виток. Мэри Вебер и Джеффри Уилльямс установили осевую телекамеру стыковочной системы ODS и выдвинули кольцо стыковочного механизма в активное положение.
На третий полетный день планировалась стыковка корабля с Международной космической станцией. В 16.31.00. UTC астронавты увидели в иллюминаторы яркую точку – станцию, до которой было порядка 130 км. Пилоты провели коррекцию NC4, которая обеспечила заданное относительное положение корабля и станции в момент начала «перехвата». Маневром TI Джеймс Хэлеселл и Скотт Хоровитц начали заключительное сближение с МКС на расстоянии 14 км. Им помогали Сьюзен Хелмс и Юрий Усачев, а Мэри Вебер и Джеффри Уилльямс управляли работой стыковочной системы.
В 23.31.00. UTC, точно по графику, над Украиной Джеймс Халселл причалил к стыковочному узлу модуля Unity. После завершения режима стыковки астронавты наддули стык между шлюзовой камерой ODS шаттла и гермоадаптером РМА-2 пристыкованном к переднему узлу модуля Unity. Экипаж проверил герметичность стыка, а также выполнил контроль качества атмосферы в кабине МТКК «Атлантис».
Убедившись, что стык герметичен, астронавты подготовили инструменты и оборудование, необходимое для выравнивания давления и открытия люков. Однако, люки открывать не стали, так как по программе полета переход на станцию запланирован только на пятый день. Давление в кабине шаттла было снижено до 530 мм.рт.ст. для подготовки к выходу в открытый космос. «Выходящие» астронавты Джеффри Уилльямс и Джеймс Восс, для подготовки к внекорабельной деятельности, дышали чистым кислородом из масок, приняли по 325 мг. аспирина, а затем активно занимались подготовкой инструментов, проверкой спасательных реактивных установок SAFER, переговорами со специалистами.
#Космос #МКС #Космонавтика #Пилотируемые_полеты #Байконур #научные_исследования #астронавт #космонавт #NASA #Роскосмос