Найти в Дзене

Лексико-грамматическое занятие для детей 4-5 лет с ТНР на тему «Птицы».

Словарь.

Существительные: птицы, птица, курица, петух, гусь, гусыня, утка, индюк, индюшка, ворона, сорока, воробей, голубь, соловей, сова, ласточка, дятел, кукушка, утка, чайка, лебедь, соловей, кукушка, журавль, синица, снегирь, дятел, голова, клюв, глаза; шея, туловище, крылья, ноги, хвост, когти, перья, курятник, утятник, гусятник, индюшатник.

Глаголы: кудахчет, кукарекает, гогочет, крякает, каркает, чирикает, кукует, ухает, летать, прыгать, клевать, спать, чистить пёрышки, искать корм, сидеть на веточках, вить гнёзда, защищаться, высиживать яйца, кормить птенцов, ухаживать за птенцами, ловит рыбу, плавать, вылупляется.

Прилагательные: домашние, дикие, перелётные, зимующие, куриный, петушиный, гусиный, утиный, индюшиный, вороний, голубиный, соловьиный, кукушечный.

Задание 1. Птицы.

Цель: актуализация и увеличение предметного словаря.

Расскажите ребёнку про различные деления птиц.

Первое деление: домашние и дикие птицы.

Второе деление: перелётные и зимующие (неперелётные) птицы.

Рассмотрите ниже картинки с ребёнком, назовите птиц в каждой группе. Расскажите ребёнку про каждую группу.

Домашние птицы – это птицы, которые живут на ферме, рядом с человеком. Человек за ними ухаживает, кормит и даёт воду. Птицы в благодарность за это несу для человека яйца.

Дикие птицы – это птицы, которые живут на воле (в лесу, на реке, в поле, на болоте, в городах). Чаще всего дикие птицы боятся человека.

Перелётные птицы – это птицы, которые осенью улетают в тёплые края, а весной возвращаются на родину. Они улетают, потому что насекомые впадают в спячку и птицам нечего кушать.

Зимующие птицы – это птицы, которые остаются у себя на родине, они не боятся морозов и способны найти себе пропитание и зимой.

Домашние птицы

-2

Дикие птицы

-3

Перелетные птицы

-4

Зимующие птицы

Задание 2. Название птиц.

Цель: актуализация и увеличение предметного словаря.

Необязательно учить все названия птиц на картинках. Ребёнок должен знать основные, которые встречаются в повседневной жизни, в сказках.

Назови домашних птиц (курица, петух, гусь, гусыня, утка, индюк, индюшка).

Назови диких птиц (ворона, сорока, воробей, голубь, соловей, сова, ласточка, дятел, кукушка, утка).

Назови перелётных птиц (утка, чайка, лебедь, соловей, кукушка, ласточка, журавль).

Назови зимующих птиц (синица, сорока, ворона, воробей, снегирь, сова, дятел).

Задание 3. Строение птицы.

Цель: актуализация и увеличение предметного словаря.

Посмотрите на картинки ниже, изучите с ребёнком, что есть у птиц. Расскажите, что строение у всех птиц одинаковое.

-5
-6

Назовите что есть у птицы, покажи на картинке. (Голова, клюв, глаза; шея, туловище, крылья, ноги, хвост, когти, перья).

Задание 4. Один-много.

Цель: формирование навыка образовывать существительные множественного числа именительного падежа.

Курица - курицы, петух - петухи, гусь - гуси, гусыня - гусыни, утка - утки, индюк - индюки, индюшка - индюшки, ворона - вороны, сорока - сороки, воробей - воробьи, голубь - голуби, соловей - соловьи, сова - совы, ласточка - ласточки, дятел - дятлы, кукушка - кукушки, чайка – чайки, журавль – журавли.

Задание 5. Домик для птиц.

Цель: расширение словаря, развитие семантического поля у ребёнка.

Дедушка построил для домашних птиц домик:

Курятник для кого? (для кур, петухов, цыплят);

Утятник для кого? (для уток и утят);

Гусятник для кого? (для гусей и гусят);

Индюшатник для кого (для индюков и индюшат).

Задание 6. Как разговаривают птицы.

Цель: расширение глагольного словаря.

Как разговаривает курица? (Кудахчет: ко – ко – ко).

Как разговаривает петух? (Кукарекает: ку – ка – ре - ку).

Как разговаривает гусь? (Гогочет: га – га – га).

Как разговаривает утка? (Крякает: кря – кря – кря).

Как разговаривает ворона? (Каркает: кар – кар – кар).

Как разговаривает воробей? (Чирикает: чик – чирик).

Как разговаривает кукушка? (Кукует: ку – ку – ку).

Как разговаривает сова? (Ухает: ух – ух – ух).

Задание 7. Чей клюв?

Цель: формирование навыка образования притяжательных прилагательных.

У курицы клюв чей? – куриный клюв.

У петуха клюв чей? – петушиный клюв.

У гуся клюв чей? – гусиный клюв.

У утки клюв чей? – утиный клюв.

У индюка клюв чей? – индюшиный клюв.

У вороны клюв чей? – вороний клюв.

У голубя клюв чей? – голубиный клюв.

У соловья клюв чей? – соловьиный клюв.

У кукушки клюв чей? – кукушечный клюв.

Задание 8. Что умеют делать птицы?

Цель: расширение глагольного словаря.

Птицы умеют: летать, прыгать, клевать, спать, чистить пёрышки, искать корм, сидеть на веточках, вить гнёзда, защищаться, высиживать яйца, кормить птенцов, ухаживать за птенцами, ловит рыбу, плавать.

Задание 9. Что делает птица – что делают птицы?

Цель: развитие глагольного словаря, навык образования множественного числа.

Птица летает – птицы летают.

Воробей прыгает – воробьи прыгают.

Синица плюёт зёрна – синицы клюют зёрна.

Ворона спит – вороны спят.

Голубь чистит перья – голуби чистят перья.

Утка ловит рыбу – утки ловят рыбу.

Гусь плывёт – гуси плывут.

Воробей сидит на веточке – воробьи сидят на веточках.

Соловей вьёт гнездо – соловьи вьют гнёзда.

Птица кормит птенцов – птицы кормят птенцов.

Задание 10. Посчитай до пяти

Цель: формирование навыка согласования существительного с числительным.

Рассмотрите ниже картинки и посчитайте птиц по образцу:

Один петух, два петуха, три петуха, четыре петуха, пять петухов.

-7

Задание 11. «Найди отличия»

Цель: формирование навыка сопоставлять объекты.

-8

Вопросы по теме:

Отвечать полным предложением.

1. Чем покрыто тело птицы? (Тело птицы покрыто перьями.)

2. Из чего появляется птенец? (Птенец вылупляется из яйца.)

3. Когда птицы вьют гнезда? (Гнезда птицы вьют весной.)

4. Как появляется птенец? (Птенец вылупляется из яйца.)