Участники театрально-музейной лаборатории «Чудесный источник» – молодые режиссеры и драматурги Государственного института сценических искусств – выбрали 12 произведений из Галереи памяти Сергея Щукина и братьев Морозовых и создали серию перформансов.
Екатерина Кулакова – автор этюда «Превращение», вдохновленного картиной Анри Матисса «Нимфа и Сатир».
Далее мы публикуем небольшой разговор с Екатериной на тему её работы.
Почему ты выбрала эту картину?
Я увлекалась Матиссом уже давно. И когда я оказалась в зале Матисса, мне показалось, что тема любви и отношений между мужчиной и женщиной у него всегда окрашена очень яркими цветами.
Я поняла, что с точки зрения театральной это будет интересно. Придумать какую-то историю на такую широкую тему – любовь.
У нее довольно увлекательная история создания. Матисс влюбился в русскую женщину Ольгу Меерсон. Они дружили, рисовали портреты друг друга. Как раз Ольга изображена в качестве нимфы. Она рисовала его, а он рисовал ее в разных образах.
Как родилась идея?
Ксюша (режиссёр сцены «Нимфа и Сатир» Ксения Шапошникова) отозвалась на мою идею: про разные способы взаимодействия в паре.
Там же такая интересная мизансцена! Очень театральная, в ней есть какое-то движение, ее можно по-разному интерпретировать. Тело у Матисса играет очень большую роль. Оно изображено очень просто и понятно, может послужить классным материалом для того, чтобы режиссер или артист мог как-то на эту тему пофантазировать.
Почему-то вдруг в качестве референса возникли у меня абсурдисты, в частности, Ионеско с «Лысой певицей», с какой-то критикой семейных отношений, бытовых привычек и всего такого прочего. Мне кажется, это очень хорошо читается в тексте.
Мне нравится, что мы отталкиваемся от фактической мизансцены, которую нам дает зал и ничего не выдумываем. Наши герои существуют именно в зале картинной галереи Главного штаба.
Как тебе то, что получается?
Я вообще такой приверженец радикально экспериментальных жанров. Я максимально последнее время не люблю классический театр, театр на сцене, в костюме и все такое прочее. Но мне кажется в моей драматургической судьбе это примерно как в пути художника. Возьмем Матисса. Что он рисовал сначала? Сначала реализм, а только потом уже какой-то свой стиль.
Кто персонажи твоего этюда?
Мужчина и женщина.
Три вещи, которые на которые ты опиралась.
Цвет места действия. Отношения между героями. Динамика.
Почему Щукин решил, что эта картина должна быть в его коллекции?
Если бы я была обеспечена, я бы только и делала, что коллекционировала искусство. Это страсть, это азарт. По факту, коллекционеры и сделали Матисса. Они заказывали – он рисовал. Я бы с удовольствием принимала на праздники в подарок работы каких-то еще не известных художников.
Больше материалов в группе «Чудесного источника»
Проект проходит при поддержке Генерального партнёра ПАО «Магнит» и Фонда «Эрмитаж XXI век».
Автор интервью: Екатерина Лебедева