Эксперт Академии космонавтики имени Циолковского помог Лайфу оценить две пилотируемые системы.
Как "Союз" и Crew Dragon стыкуются с МКС
Сравнение Crew Dragon и "Союза": красивый и современный Crew Dragon против надежного и опытного "Союза". Эксперты из Академии космонавтики имени Циолковского оценили обе пилотируемые системы.
Системы стыковки различны, поскольку выбор системы зависит от того, с каким объектом необходимо стыковаться. Российская стыковочная система ССВП использует классическую штырь-конусную конфигурацию, американская система стыковки NASA Docking System (NDS) - андрогинную. Система ССВП-М объединила классический дизайн с андрогинной системой АПАС, используемой в исторической стыковке "Союз" - "Аполлон" в 1975 году, а также для причаливания американских шаттлов к станции "Мир". Система стыковки NDS у Crew Dragon использует активное и пассивное кольца для мягкого и точного соединения.
Однако, основное различие между системами заключается во времени, которое требуется для полета на МКС. "Союзы" используют двухвитковую схему полета и могут долететь до станции за три часа и три минуты. Crew Dragon же требуется целый день или больше для полета на станцию. Это связано с тем, что чем дольше путь, тем больше возможностей для стыковки. Однако, время в пути важно, особенно для космических туристов, которые могут вытерпеть множество витков вокруг Земли.
К слову, в "Союзе" заявлен гарантированный срок автономного полета в течение трех суток, в то время как у Crew Dragon он составляет неделю. Тем не менее, Игорь Маринин, член Академии космонавтики имени Циолковского, напомнил, что в 1970 году космический корабль "Союз-9" с Андрияном Николаевым и Виталием Севастьяновым на борту без проблем провел в космосе целых 18 суток. Кроме того, он уверяет, что трехдневный запас свободного полета у "Союза" в любой, даже самой экстремальной ситуации, достаточен.
Ещё один вопрос, который возникает при сравнении "Союза" и Crew Dragon, - это продолжительность нахождения в космосе на орбитальной станции. Для "Союза" это 220 суток, а для Crew Dragon (согласно опубликованным данным SpaceX) - целых два года.
Конечно, Crew Dragon предоставляет более комфортные условия для пассажиров, чем "Союз". Некоторые считают, что сверхбыструю двухвитковую схему полёта к МКС придумали именно для "Союзов", так как внутри них не очень приятно находиться из-за тесноты и наличия мешков вокруг. Crew Dragon же больше напоминает кабину в парке развлечений с обилием места и сенсорных элементов, что делает полёт более приятным. Так что почему бы не лететь подольше?
Действительно, подтверждает Игорь Маринин, на одного человека приходится значительно больше полезного пространства на борту Crew Dragon, чем на борту "Союза" - это неоспоримый факт. Напомним, что "Союз" рассчитан на трех космонавтов, в то время как изначально в Crew Dragon планировалось целых семь мест для сидения, но в итоге из-за необходимости перевозки грузов было решено уменьшить количество мест до четырех. В целом, на борту Crew Dragon действительно очень комфортно, за исключением одной детали.
Отличие методов посадки "Союзов" и Crew Dragon
"Союзы" приземляются на землю (в казахстанской степи), а Crew Dragon на воду (в Атлантическом океане). В отличие от спускаемого аппарата "Союза", у которого есть двигатели для управления спуском в атмосфере и двигатели мягкой посадки.
Crew Dragon совершает посадку, используя только парашюты, без помощи двигателей. В начале разработки, однако, планировалось использование двигателей SuperDraco, и были проведены успешные испытания, в ходе которых корабль удерживался в воздухе на пять секунд. Но затем возникли проблемы с сертификацией этих двигателей для пилотируемых полётов. По мнению Игоря Маринина, это могло оказаться даже лучшим вариантом.
Доставка грузов с орбиты
Как выяснилось, у корабля "Союз" есть свои слабые места, и одно из них - его грузоподъемность. Максимальный груз, который "Союз" может доставить с МКС, составляет всего 50 килограммов, что вызывает разочарование у ученых, ждущих возможности изучить результаты космических экспериментов. В свою очередь, Crew Dragon может вернуть с орбиты более двух тонн груза. Впрочем, грузовики "Прогресс" на данный момент являются невозвращаемыми.
Возвращение космических грузовиков в России, в том числе с учетом создания корабля "Орёл" (ранее известного как "Федерация"), пока является лишь проектом на бумаге. Предполагается, что "Орёл" сможет вместить четырех космонавтов и находиться в автономном полете до 30 суток, а также провести в космосе до года в составе орбитальной станции и вернуть на Землю до 500 килограммов груза.
Российская пилотируемая космическая система обладает первым и самым значительным преимуществом - надежностью, которую ни одна другая система не сможет превзойти в течение ближайших пятидесяти лет.
Кроме того, благодаря появлению Crew Dragon возобновились полеты "по обмену": космонавты теперь могут летать на зарубежных кораблях, а астронавты - на "Союзах".
В октябре 2022 года космонавт Анна Кикина отправилась на Crew Dragon к Международной космической станции и, отработав 157 дней в космосе, благополучно вернулась на Землю на корабле SpaceX. На послеполетной пресс-конференции россиянка рассказала о некоторых особенностях американской пилотируемой системы и скафандра SpaceX.