Пожалуй, этот военному ордену, учреждённому лишь в ноябре 1943 года, которым за личные заслуги награждались военнослужащие из числа рядового и сержантского состава, принадлежит пальма первенства по интенсивности и массовости в истории награждений. За годы войны его обладателями стали более миллиона человек, а самих награждений произведено и того больше (поскольку тот был трёх степеней). Сопоставим с прочими наградами: орденов Красной Звезды было вручено около 3 млн., Красного Знамени - около 300 тыс., Отечественной войны - около 1 млн. Вот только не стоит забывать, что все они были учреждены гораздо ранее и вручались всем категориям военнослужащих.
По своему статуту и цвету ленты орден Славы почти полностью повторял одну из самых главных дореволюционных наград - Георгиевский крест, а потому был так почитаем в солдатской среде.
Массовые награждения не могли не породить определённую неразбериху, обусловленную многими факторами: на это влияла постоянная «миграция» военнослужащих из одной части в другую (особенно, после ранений и плена), нередко вышестоящее командование в представлениях заменяло одну награду на другую, наградные документы нередко терялись, да и централизованные учёты оставляли желать лучшего.
Зачастую не соблюдалась очерёдность в статуте, когда ранее награждённый представлялся на орден той же степени или даже низшей. Вот и выходило, что получившие по три ордена Славы так и не стали полными кавалерами, поскольку у них отсутствовала первая степень. Неслучайно в послевоенные годы проводилась работа по приведению в соответствие статуту ордена в случаях повторного награждения знаками ордена одной степени и перенаграждение (замена одного знака на другой, следующей степени). В ходе этой работы выяснилось, что среди полных кавалеров 86 человек оказались обладателями четырёх орденов.
Любопытно, что уже через полтора месяца после учреждения трое стали полными кавалерами ордена Славы. А ещё то, что к моменту награждения орденом I степени им даже не успели вручить ордена II и III степеней, которыми они были награждены ранее!
За годы войны полными кавалерами ордена Славы стал 2671 человек (впоследствии они были приравнены в правах к лицам, удостоенным звания Героя Советского Союза), 86 человек смогли стать кавалерами сразу четырёх орденов, а двое были награждены аж пятью орденами!
Есть ещё один момент, бросающийся в глаза: у многих последнее награждение состоялось уже по окончании войны и имеет характер своего рода «обобщённого» награждения со стандартной формулировкой: «за отвагу и геройство, проявленные в боях с немецкими захватчиками в Великой Отечественной войне». Что, конечно же, в любом случае ничуть не умаляет ратных заслуг этих лиц.
Познакомимся с некоторыми «славными» супергероями...
Командир пулемётного отделения 40-ой армии Тимофей Емельянович Грубый до того, как стать полным кавалером, дважды был награждён орденом Славы третьей степени и дважды - второй. Все награждения уложились в период с октября 1944 года по май 1946 года. В послевоенное время до выхода на пенсию Тимофей Емельянович работал в колхозе плотником. Умер в 2005 году.
А вот судьба второго пятикратного орденоносца (кстати, тоже уроженца Винницкой области), награждённого третьей степенью ордена, трижды - второй и один раз - первой, сложилась трагично.
Дмитрий Иосифович Кохановский воевал в составе разведроты 41-ой стрелковой дивизии, участник Сталинградской битвы, в боях был дважды ранен. Он отличился в «орденострельности»: четыре Славы им были получены с июня по сентябрь 1944 года, последняя - в мае 1946 года.
После окончания войны Кохановский продолжил службу в Группе советских войск в Германии. Только здесь он узнал подробности гибели своей семьи (оставшиеся в оккупации его пятилетняя дочь и жена погибли в Бабьем Яру, а родители и другие родственники были уничтожены на окраине родного Казатина). В качестве мести за погибшую семью в июле 1945 года он в группе с другими красноармейцами совершил несколько преступлений против мирного немецкого населения, за что военным трибуналом был приговорён к четырём годам лагерей.
Будучи в 1947 году освобождённым по амнистии, Кохановский вернулся в Киев и стал работать слесарем на заводе. В марте 1948 года он обратился с ходатайством о возвращении изъятых при аресте наград, но ответом на его прошение состоялся Указ о лишении его всех наград за совершение преступлений, порочащих честь и достоинство советского воина. Кроме того, его вновь арестовали и повторно осудили. Лишь весной 1952 года бывшего разведчика освободили и без всякой помпезности вручили три ордена Славы. Вопрос об остальных наградах остался без ответа. А уже через год Кохановский был лишён и тех орденов, которые ему вернули. Представляете, какая душевная рана была нанесена фронтовому разведчику! Не вызывает удивления тот факт, что после падения «железного занавеса» в августе 1990 года он эмигрировал из Советского Союза в Израиль, где умер и похоронен. Там же ему воздвигнут памятник.
К слову сказать, он был не единственным полным кавалером, лишённым ордена Славы - всего таких 15 человек. Подавляющее большинство из них пострадали за общеуголовные преступления, совершенные уже в послевоенный период.
Среди почти трёх тысяч полных кавалеров ордена Славы всего лишь 4 женщины.
Пулемётчик 16-ой Литовской стрелковой дивизии старшина Дануте Юргио Станилиене стала первой из женщин, удостоенных ордена Славы всех трёх степеней: произошло это в январе и августе 1944 года, а последний был вручен в марте 1945 года.
Воздушный стрелок-радист 99-го отдельного гвардейского разведывательного авиационного полка 15-ой воздушной армии Надежда Александровна Журкина получила свои награды в апреле и ноябре 1944 года, а первую степень - в феврале 1948 года.
Санинструктор 35-ой стрелковой дивизии Матрёна Семёновна Нечепорчукова награждена в августе 1944 года, в апреле 1945 года и в мае 1946 года.
Снайпер 86-ой Тартуской стрелковой дивизии Нина Павловна Петрова участвовала ещё в советско-финской войне. К началу Великой Отечественной ей было уже 48 лет, и она не подлежала призыву. Однако добровольно вступила в ряды дивизии народного ополчения Ленинграда, а затем служила в медсанбате. Всего на её счету более сотни убитых врагов, троих лично взяла в плен. Ордена Славы получены ею в марте и августе 1944 года, последнее награждение (увы, посмертное) состоялось в июне 1945 года. Сегодня снайперская винтовка Н.П.Петровой хранится в музее.
А самым молодым полным кавалером ордена Славы стал в мае 1946 года младший сержант Иван Кузнецов - было тогда мастеру артиллерийского огня всего лишь 17 лет.
Читайте мои предыдущие публикации на канале:
Уважаемые читатели, подписывайтесь на мой канал! Проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях!