Найти тему
Деревенский дед

Почему советские младенцы должны быть благодарны дубненским авиастроителям

Подмосковная Дубна, где деревенский дед обосновался 45 лет назад, в первую очередь, знаменита на весь мир Объединённым институтом ядерных исследований. Но немногим известно, что в Советском Союзе она была известна ещё и как столица советской детской коляски.

Вот здесь рождалась история дубненских колясок. Фото из открытых источников.
Вот здесь рождалась история дубненских колясок. Фото из открытых источников.

А началось всё ровно 70 лет назад. Что любопытно, её производством занялся местный машиностроительный завод (тогда это был опытный завод №256 Минавиапрома), выпускавший в те годы ракетное вооружение, а позднее - гидросамолёты и суперсовременные ракеты. Почему же выпуск колясок поручили военно-промышленному комплексу?

По соседству с цехом по производству детских колясок шла сборка отсеков ракеты В-750. Фото из открытых источников.
По соседству с цехом по производству детских колясок шла сборка отсеков ракеты В-750. Фото из открытых источников.

Осенью 1946 года многих высококвалифицированных немецких специалистов вывезли в СССР. При этом пунктом назначения самолётных ОКБ из городов Дессау и Галле определили пос.Иваньково (тот впоследствии стал современной Дубной), куда из Германии доставили около 500 специалистов и учёных. Они находились на положении депортированных, и вся их деятельность (равно как и само пребывание в СССР) носила секретный характер.

Им была поставлена задача довести до лётных испытаний трофейные скоростные бомбардировщики «150» и «140» и экспериментальный самолёт «346» (проектная скорость - 2500 км/час на высоте 20 км!). Со своей задачей немцы, в целом, справились: их опыт был изучен и в последующем превзойдён.

Немецкие специалисты на заводе. Фото из открытых источников.
Немецкие специалисты на заводе. Фото из открытых источников.

Когда в начале 1950-ых годов объём опытных работ в авиапроме уменьшился и сократилось финансирование, деятельность немцев в Иваньково пришлось свернуть. Вот тут и возникла идея на базе одного из заводских цехов развернуть выпуск «транспортных средств» для детей. Благо, в арсенале уже имелись современное оборудование, готовые образцы для промышленного производства и рабочие соответствующей квалификации. А ещё рекомендации компетентных немецких инженеров по вопросу налаживания выпуска детских колясок (разумеется, на основе немецких образцов).

В 1953 году на заводе был освоен технологический процесс никелирования деталей детской коляски, а уже на следующий год в эксплуатацию сдали цех №40 по крупносерийному выпуску товаров народного потребления. Позднее тот был реорганизован в целый корпус с механизированными и автоматизированными линиями, где до 1990 года было выпущено 4,5 млн. колясок! Дубненский машиностроительный завод стал ведущим производителем и «испытательным полигоном» для детских колясок в СССР - здесь проходили испытания все виды колясок, выпускаемые 52 заводами страны.

Знаменитую дубненскую «ракету» сегодня можно увидеть разве что в музее! Фото из открытых источников.
Знаменитую дубненскую «ракету» сегодня можно увидеть разве что в музее! Фото из открытых источников.

Старшее поколение дубненцев хорошо помнит первые модели колясок ДК-1, ДК-2 и ДК-3, которые были неудобными, поскольку короб для ребёнка устанавливался на небольшие колёсики и посадка от этого получалась довольно низкой (хотя и более безопасной). Своими округлыми формами они чем-то напоминали дирижабли, отчего их в народе пафосно называли «ракетами». При этом «ракета» могла похвастаться грузоподъёмностью аж в 20 килограммов!

Для морозных зим такая коляска считалась холодной, так как кузов был изготовлен из древесины и фанеры, а снаружи облицован штампованными стенками из алюминиевого сплава. Тент с помощью рычага поднимался и складывался. В дополнение к коляске в то время прилагались дождевой фартук и съёмные полозья (!) для эксплуатации зимой. Эдакая коляска-трансформер!

Такую картину можно было повсеместно наблюдать на улицах Дубны в 1950-1960-ые годы.  Фото из открытых источников.
Такую картину можно было повсеместно наблюдать на улицах Дубны в 1950-1960-ые годы. Фото из открытых источников.
Как видим, даже Юрий Гагарин и его родня предпочитали дубненские коляски. 1960 год. Фото из открытых источников.
Как видим, даже Юрий Гагарин и его родня предпочитали дубненские коляски. 1960 год. Фото из открытых источников.

Естественно, советские мамы были несказанно рады тому, что у них появилась возможность передвигаться вместе с малышом, а не носить его на руках. Правда, чтобы стать обладателем заветной «ракеты», нужно было постараться: собрать деньги, записаться на очередь, время от времени названивать в магазин и уточнять сроки поставок колясок. К тому же, иметь соответствующий документ: показал справку о рождении ребёнка - покупай коляску!

Но самыми красивыми в этом ряду в то время были немецкие коляски фирмы «Цекива», являвшиеся предметом вожделенной гордости родителей - на белоснежных шинках, со сверкающими хромированными шасси. 720 штук в день - таков был тираж колясок того времени. Их нельзя было купить в свободной продаже - только по открыткам. И вовсе не из-за того, что они были слишком хорошие, - просто другие были хуже...

Детские коляски «Яна», «Ивушка» и «Бемби» наряду с достижениями в самолёто- и ракетостроении принесли всесоюзную славу Дубненскому машиностроительному заводу. Фото из открытых источников.
Детские коляски «Яна», «Ивушка» и «Бемби» наряду с достижениями в самолёто- и ракетостроении принесли всесоюзную славу Дубненскому машиностроительному заводу. Фото из открытых источников.

В 1970-1980-ые годы ДМЗ разрабатывает и производит целую плеяду новых моделей колясок, пользующихся повышенным спросом у населения: «Бемби», «Яна», «Марина», «Наташа», «Дубняночка», «Ивушка». Их тираж вырос в эти годы до тысячи колясок в день. В ЦУМе люди с ночи занимали очередь, чтоб купить дубненскую коляску. Их буквально сметали с прилавков магазинов. Любопытно, что русскоязычные наименования появились лишь после критики заводского парткома давать коляскам иностранные имена.

В 1979 году Дубненский машиностроительный завод становится головным предприятием министерства и ведущим в Союзе по детским коляскам.

Ветераны завода вспоминают, что в те годы им продавали коляски с существенной скидкой: так, если коляска «Бемби» в магазине стоила около 80 рублей, то своим работникам завод продавал их за 42 рубля. Впридачу к ним шли колёса и запасные ремни. Конечно, по сравнению с немецкими колясками отечественная была мелковата, но всё остальное наших мамаш вполне устраивало.

Кстати, в ноябре 1987 года «Бемби» получила приз газеты «Неделя» как самая красивая коляска, а в 1988 году на конкурсе ВДНХ признана лучшей в стране. Сами же дубненские изделия, отмеченные знаком качества, входили в категорию «100 лучших товаров России».

Вот такой рекламный проспект сопровождал производство дубненских колясок. Хотя им никакая реклама не была нужна! Фото из открытых источников.
Вот такой рекламный проспект сопровождал производство дубненских колясок. Хотя им никакая реклама не была нужна! Фото из открытых источников.

Вот таким чудесным образом наши младенцы должны быть благодарны отечественному авиастроению!

В 1990-ые производство детских колясок на ДМЗ кануло в Лету, а апробированную авиационную технологию завод применил уже при производстве хозяйственных тележек, способных перевозить огромные баулы и прочие грузы и пользовавшихся невероятным спросом у населения. Но это уже другая история…

К 70-летию знаменательной даты в Дубне на одной из главных улиц Левобережья - на улице Центральной (недалеко от ДМЗ) - планируется установить памятник дубненской коляске, который должен подчеркнуть историческую своеобразность города и стать одной из его достопримечательностей. По задумке авторов, он должен быть контактным: чтобы ребёнок мог сесть в саму коляску, а взрослые - подержаться за ручку, которая со временем стала бы блестящей.

Читайте мои предыдущие публикации на канале:

Уважаемые читатели, подписывайтесь на мой канал! Проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях!