Подмосковная Дубна, где деревенский дед обосновался 45 лет назад, в первую очередь, знаменита на весь мир Объединённым институтом ядерных исследований. Но немногим известно, что в Советском Союзе она была известна ещё и как столица советской детской коляски.
А началось всё ровно 70 лет назад. Что любопытно, её производством занялся местный машиностроительный завод (тогда это был опытный завод №256 Минавиапрома), выпускавший в те годы ракетное вооружение, а позднее - гидросамолёты и суперсовременные ракеты. Почему же выпуск колясок поручили военно-промышленному комплексу?
Осенью 1946 года многих высококвалифицированных немецких специалистов вывезли в СССР. При этом пунктом назначения самолётных ОКБ из городов Дессау и Галле определили пос.Иваньково (тот впоследствии стал современной Дубной), куда из Германии доставили около 500 специалистов и учёных. Они находились на положении депортированных, и вся их деятельность (равно как и само пребывание в СССР) носила секретный характер.
Им была поставлена задача довести до лётных испытаний трофейные скоростные бомбардировщики «150» и «140» и экспериментальный самолёт «346» (проектная скорость - 2500 км/час на высоте 20 км!). Со своей задачей немцы, в целом, справились: их опыт был изучен и в последующем превзойдён.
Когда в начале 1950-ых годов объём опытных работ в авиапроме уменьшился и сократилось финансирование, деятельность немцев в Иваньково пришлось свернуть. Вот тут и возникла идея на базе одного из заводских цехов развернуть выпуск «транспортных средств» для детей. Благо, в арсенале уже имелись современное оборудование, готовые образцы для промышленного производства и рабочие соответствующей квалификации. А ещё рекомендации компетентных немецких инженеров по вопросу налаживания выпуска детских колясок (разумеется, на основе немецких образцов).
В 1953 году на заводе был освоен технологический процесс никелирования деталей детской коляски, а уже на следующий год в эксплуатацию сдали цех №40 по крупносерийному выпуску товаров народного потребления. Позднее тот был реорганизован в целый корпус с механизированными и автоматизированными линиями, где до 1990 года было выпущено 4,5 млн. колясок! Дубненский машиностроительный завод стал ведущим производителем и «испытательным полигоном» для детских колясок в СССР - здесь проходили испытания все виды колясок, выпускаемые 52 заводами страны.
Старшее поколение дубненцев хорошо помнит первые модели колясок ДК-1, ДК-2 и ДК-3, которые были неудобными, поскольку короб для ребёнка устанавливался на небольшие колёсики и посадка от этого получалась довольно низкой (хотя и более безопасной). Своими округлыми формами они чем-то напоминали дирижабли, отчего их в народе пафосно называли «ракетами». При этом «ракета» могла похвастаться грузоподъёмностью аж в 20 килограммов!
Для морозных зим такая коляска считалась холодной, так как кузов был изготовлен из древесины и фанеры, а снаружи облицован штампованными стенками из алюминиевого сплава. Тент с помощью рычага поднимался и складывался. В дополнение к коляске в то время прилагались дождевой фартук и съёмные полозья (!) для эксплуатации зимой. Эдакая коляска-трансформер!
Естественно, советские мамы были несказанно рады тому, что у них появилась возможность передвигаться вместе с малышом, а не носить его на руках. Правда, чтобы стать обладателем заветной «ракеты», нужно было постараться: собрать деньги, записаться на очередь, время от времени названивать в магазин и уточнять сроки поставок колясок. К тому же, иметь соответствующий документ: показал справку о рождении ребёнка - покупай коляску!
Но самыми красивыми в этом ряду в то время были немецкие коляски фирмы «Цекива», являвшиеся предметом вожделенной гордости родителей - на белоснежных шинках, со сверкающими хромированными шасси. 720 штук в день - таков был тираж колясок того времени. Их нельзя было купить в свободной продаже - только по открыткам. И вовсе не из-за того, что они были слишком хорошие, - просто другие были хуже...
В 1970-1980-ые годы ДМЗ разрабатывает и производит целую плеяду новых моделей колясок, пользующихся повышенным спросом у населения: «Бемби», «Яна», «Марина», «Наташа», «Дубняночка», «Ивушка». Их тираж вырос в эти годы до тысячи колясок в день. В ЦУМе люди с ночи занимали очередь, чтоб купить дубненскую коляску. Их буквально сметали с прилавков магазинов. Любопытно, что русскоязычные наименования появились лишь после критики заводского парткома давать коляскам иностранные имена.
В 1979 году Дубненский машиностроительный завод становится головным предприятием министерства и ведущим в Союзе по детским коляскам.
Ветераны завода вспоминают, что в те годы им продавали коляски с существенной скидкой: так, если коляска «Бемби» в магазине стоила около 80 рублей, то своим работникам завод продавал их за 42 рубля. Впридачу к ним шли колёса и запасные ремни. Конечно, по сравнению с немецкими колясками отечественная была мелковата, но всё остальное наших мамаш вполне устраивало.
Кстати, в ноябре 1987 года «Бемби» получила приз газеты «Неделя» как самая красивая коляска, а в 1988 году на конкурсе ВДНХ признана лучшей в стране. Сами же дубненские изделия, отмеченные знаком качества, входили в категорию «100 лучших товаров России».
Вот таким чудесным образом наши младенцы должны быть благодарны отечественному авиастроению!
В 1990-ые производство детских колясок на ДМЗ кануло в Лету, а апробированную авиационную технологию завод применил уже при производстве хозяйственных тележек, способных перевозить огромные баулы и прочие грузы и пользовавшихся невероятным спросом у населения. Но это уже другая история…
К 70-летию знаменательной даты в Дубне на одной из главных улиц Левобережья - на улице Центральной (недалеко от ДМЗ) - планируется установить памятник дубненской коляске, который должен подчеркнуть историческую своеобразность города и стать одной из его достопримечательностей. По задумке авторов, он должен быть контактным: чтобы ребёнок мог сесть в саму коляску, а взрослые - подержаться за ручку, которая со временем стала бы блестящей.
Читайте мои предыдущие публикации на канале:
Уважаемые читатели, подписывайтесь на мой канал! Проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях!