Найти тему

Проповедь под Субботу Акафиста (2002.04.19)

Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова под Субботу Акафиста. 19 апреля 2002 года. Запись из архива мультимедийного издательства "Деоника".

Наше богослужение имеет свою архитектонику, стройность и определённого рода симметрию. Это же мы наблюдаем и в древней церковной архитектуре православной, имею в виду даже и западную православную архитектуру, которую называют романской, она по духу совершенно такая же, как наша русская и древне-византийская. Эти здания не были строго выверены по размерам, по осям, никогда строго не смотрели на восток, всё было очень живо. Использовалась не штукатурка, а мазка, никаких ровных деталей. Эта архитектура всегда таким дивным образом вписывалась в пейзаж и представляла собой живое существо, потому что она больше в этом смысле похожа даже на скульптуру, чем на архитектуру. Так и богослужение, несмотря на то, что эта дивная служба, в которой мы с вами сегодня все участвовали, возникла по определённому историческому поводу, она вошла в ткань великопостного богослужения, как, действительно, некое предвкушение, отблеск, зарница будущей Пасхи. Из Девы воссиял миру Христос. Его сияние воссияло от Гроба, поэтому у этой службы Похвалы Богородице такое особое место, поэтому она так и любима. Кто знает эту службу, всегда стремится в этот день прийти в храм, помолиться Пресвятой Деве Богородице, чтобы вкусить этой сладости участия в этом богослужении, созерцать эту духовную красоту, которая пробивается к нашему сердцу даже через наши грехи, через нашу усталость, заботы, через всё, чем отягчена наша душа. Удивительным образом, ведь все Недели, которым посвящено каждое воскресенье – Торжество Православия, Григорий Палама, Крестопоклонная, преподобный Иоанн Лествичник, Мария Египетская, а дальше уже вербное воскресенье – они возникли как бы случайно. На первой Неделе установлено Торжество Православия, восстановление почитания икон, потом совпало с памятью великого молитвенника и созерцателя Божественного света Григория Паламы, Крестопоклонная – это как некая середина, крест всегда указывает на некую середину земли. Она во всём середина, и Святая Земля – это середина земли. Посреди этой Земли даже не Храм Иерусалимский, а Голгофа, как, действительно, некий пуп земли. По преданию там был Адам похоронен, что тоже весьма и весьма символично, сверхсимволично, потому что в Адаме мы все и умерли, и заболели, и страдаем. Избавление от Креста Господня идёт. Потом Иоанн Лествичник и Мария Египетская, лучший из мужей и лучшая из жён, прославившиеся и постным трудом, и дивной аскетикой, преданностью Богу и прочим. Тем не менее просто память Марии Египетской выпала на Великий пост, а потом уже она заняла такое особое место, что даже то, что ушло из практики – чтение и синаксаря, который читался, и житий – имеет место быть и в современном богослужении. Кроме монастырей, нигде не читаются уже поучения святых отцов, а житие Марии Египетской твёрдо встало на своём месте, тем ещё более выпукло оно звучит в богослужении.

Так и этот праздник Похвалы Пресвятой Богородице появился как бы случайно, он не связан непосредственно со Священной Евангельской историей, но, с другой стороны, вообще всё бытие человечества, если его правильно понимать, всё – и наука, и история, и наша теперешняя жизнь – это всё есть Священная история. Каждый человек, независимо от того, христианин он или антихрист, он всё равно имеет отношение к Священной истории. Человек не может пройти совершенно мимо Христа, даже если он Его забыл, не знает о Нём или равнодушен к Нему, это всё равно является его такой позицией, это всё равно его бытие в отношении к Богу. Как и на Голгофе стоит Крест, а вокруг люди, всё человечество. Кто-то где-то в канадских прериях находится и не знает, что есть Европа, а кто-то стоит прямо непосредственно у Креста, а кто-то от Креста убежал, а кто-то непосредственно прибивал ко кресту вот этих людей, которые мучаются. Один праведник, святой, Сын Божий и два тяжких грешника. А кто-то просто пришёл поглазеть, а кто-то пришёл своровать. Специально народ приходит, потому что знают, что праздник, что люди придут толкаться, можно чего-нибудь утащить, что плохо лежит. Хорошо ещё, если кошелёк, а так обычно всю сумку утащат. Это дело обыкновенное. В этом смысле каждый человек по отношению ко Христу занимает своё особенное положение.

Конечно, эти все координаты просчитать невозможно, потому что эта архитектура постмасонская, когда решили с помощью науки создавать другую красоту, когда алгебра въехала. Это не значит, что возникло что-то плохое, но новое, всё новое. Новая музыка возникла, новая архитектура. Вдруг. Это же не случайно. Сначала происходит поворот в голове, потом в сердце, а может быть, наоборот. Потом уже возникает готика, потом уже возникает контрапункт или гармония. Не сразу это всё начало двоиться, сначала было унисонное пение, как на западе, так и на востоке. Была чистая мелодика, а потом это уже стало в некотором смысле раздваиваться. Это совпадает даже с историческими разломами, как разрыв запада и востока, например. С этого момента всё началось. Потом так называемая эпоха Возрождения язычества, которая тоже творила формы, сами в себе прекрасные, но они уже не были христианские. Церковь была ещё сильна, поэтому она это всё переквашивала, придавала этому удивительную форму. Даже наш храм, в котором мы находимся, в нём тоже видно эту борьбу. Он очень красивый, но он очень неспокойный. С точки зрения высшей науки архитектуры и искусства, он даже несколько странный, потому что, с одной стороны, в нём видно эклектичные формы XVII века, а с другой стороны, бетонные перекрытия. Этот архитектор, Рихтер – это вообще человек, который впервые в храмах бетонные перекрытия применил. У него даже книга есть по бетону. Я, конечно, не читал, но встречал. Очень интересен вообще сам этот факт.

Мы тоже в такую сложную эпоху живём. Мы живём какой-то своей очень сложной и далёкой от древней красоты жизнью. Через богослужение мы имеем возможность протянуть эту нить, которая нас связывает не только с нашими предками, которые, например, молились в этом храме или участвовали в аналогичных богослужениях полторы тысячи лет тому назад, или семьсот лет назад уже на нашей земле. У нас Церковь ещё молодая, всего каких-то тысячу лет, это совсем немного. Как раз половина от всей жизни Церкви, это возраст молодой. Старый человек – это девяносто, а пополам разрезать – сорок пять. Сорок пять – это ещё в общем-то молодой человек. Поэтому наша церковная ситуация ещё очень молодая. Не всё ещё перебродило и устоялось, а тут ещё всякие исторические катастрофы.

Мы имеем возможность приобщиться, если не к реке припасть, то хотя бы к источнику. Как это замечательно. Конечно, в этой воде растворено сокровище. Обычно люди, когда говорят о живой воде, с восторгом начинают говорить, хотя это обычный миф, что в этой воде серебро. Им хочется, чтобы там было серебро, хотя в воде серебра вообще быть не может. Там есть следы присутствия серебра. Да, это химически можно обнаружить, но это ничтожно малая доза, которую ни вкусом не почувствовать, да и не всяким химическим анализом можно определить. Людям очень хочется, ничего в этом желании позорного нет, просто серебро – это красивый металл, в известной степени благородный. Всё, что в богослужении растворено, чтобы нам это почерпнуть, нам нужно напрягать всё – и тело наше, и слух, и ум, и все наши чувства держать открытыми, стараться сражаться со всем посторонним, что нам навевается со стороны в этот момент. Как бы открыть все поры души, тогда каким-то странным способом, через какую-то, может быть, древнюю память генетическую, мы это воспримем. Хотя не понятно, в генах это содержится или нет, но каким-то образом мы можем что-то для себя (имеется в виду душа, конечно, хотя и для ума бывает нечто, что можно усвоить) почерпнуть из этого сокровища. Если и не осознать всё до конца, что в общем совсем не обязательно, но почерпнуть. Понимаете, чтобы есть хорошую баранью колету (извините за такой непостный пример), для этого не нужно знать, как устроен пищеварительный тракт, какие химические реакции будут происходить в желудке, как это будет потом усваиваться, как будет очищаться через печень, и как ненужное будет отбрасываться куда-то в яму отхожую. Если это хорошо приготовлено, человек вполне получает от этого всё, что нужно, и для своего тела, и для души, радуется и веселится.

Хочется ещё и ещё раз Бога возблагодарить за такую дивную возможность, что мы собрались опять все вместе и, как могли, от души, от той малой нашей души, но, собравшись вместе, тем несколько усилили это всё, приобщились к этой древней церковной традиции празднования праздника Богородицы накануне той седмицы, которая приведёт нас уже и ко Входу Господню в Иерусалим. Спаси всех, Господи!

Дорогие братья и сестры! Мультиблог - большой многолетний проект протоиерея Димитрия Смирнова для распространения его слова. Также по благословению отца Димитрия здесь публикуются проповеди и выступления священников, разделяющих его взгляды. Для того чтобы для вас ежедневно выходил качественный материал, работает большая команда людей. Почти для всех это основная работа. Поддержите дело батюшки Димитрия, сделайте посильное пожертвование. Это поможет так же активно функционировать и развиваться нашему блогу.
Мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого миссионерского проекта.
https://www.dimitrysmirnov.ru/blog/donation/