Найти в Дзене
Фоторепортер

Маскоты, фигуры, амулеты, статуэтки - как большое искусство

Уникальная и масштабная выставка «Талисман в дорогу» посвящена довольно редкой теме коллекционирования.

Например, знали ли вы, что существовали подвижные маскоты? Дочитайте до конца эту статью и вы увидите такой ранний маскот.
«Ураган» — маскот, изображающий бога ветра. Интересно его устройство: за счет того, что внутри фигурка полая, при закипании воды в радиаторе изо рта маскота вырывался пар, и водитель понимал, что достигнута максимальная температура. (1920-е Франция, бронза, никелирование, высота — 12 см).
«Ураган» — маскот, изображающий бога ветра. Интересно его устройство: за счет того, что внутри фигурка полая, при закипании воды в радиаторе изо рта маскота вырывался пар, и водитель понимал, что достигнута максимальная температура. (1920-е Франция, бронза, никелирование, высота — 12 см).

В Музее современного искусства Эрарта (Санкт-Петербург) открылась выставка, посвященная довольно редкой теме коллекционирования. Она находится на стыке совершенно противоположных направлений — коллекционирования предметов искусства и объектов техники.

Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить что-то интересное и полезное.

Маскоты, талисманы, фигуры, амулеты, статуэтки, украшения — как только не называют производители, продавцы и коллекционеры эти маленькие произведения искусства, украшавшие капоты и радиаторы автомобилей на протяжении более чем полувека.

«Рыбка» — стеклянный маскот работы известнейшего французского ювелира Рене Лалика. Помещался на пробку радиатора, оборудованную подсветкой. (Франция, 1928 г., стекло, высота — 19 см).
«Рыбка» — стеклянный маскот работы известнейшего французского ювелира Рене Лалика. Помещался на пробку радиатора, оборудованную подсветкой. (Франция, 1928 г., стекло, высота — 19 см).

Люди всегда стремились придать божественные или хотя бы антропоморфные черты предметам и устройствам, созданным для перемещения в пространстве: вспомните, как были украшены ассирийские колесницы, носы драккаров викингов и венецианские гондолы или как расписывали баллоны первых монгольфьеров.

«Индеец» — оригинальный маскот в стиле ар-деко работы Люсьена Жибера. Тема коренного населения Америки была популярна в Европе 1910–20-х годов и нашла широкое отражение даже в культуре автомобильных маскотов. (ок. 1925 Франция
бронза, серебрение, высота — 12 см).
«Индеец» — оригинальный маскот в стиле ар-деко работы Люсьена Жибера. Тема коренного населения Америки была популярна в Европе 1910–20-х годов и нашла широкое отражение даже в культуре автомобильных маскотов. (ок. 1925 Франция бронза, серебрение, высота — 12 см).

Так и феномен маскота, берущий начало в туманные и овеянные романтикой самопередвижения годы зари автомобилизма, стал поистине мировым и весьма стойким, чем-то большим, нежели эфемерная мода.

-5

В наше время эти удивительные фигурки, потеряв свое прежнее предназначение — быть украшением автомобиля, — стали объектом коллекционирования, отражающим чувства и пристрастия наших дедов прадедов, осваивавших первые «самобеглые» авто.

«Дурацкий колпак» — фигурка с занятной историей. Родители неуспевающих учеников покупали ее в воспитательных целях. Если чадо плохо училось, его привозили в школу на авто с таким маскотом — то-то было позорище! (1925 Франция бронза, серебрение
высота — 14 см).
«Дурацкий колпак» — фигурка с занятной историей. Родители неуспевающих учеников покупали ее в воспитательных целях. Если чадо плохо училось, его привозили в школу на авто с таким маскотом — то-то было позорище! (1925 Франция бронза, серебрение высота — 14 см).

Маскоты можно подразделить на несколько групп: брендовые (являвшиеся эмблемой автомобильной фабрики или отдельной модели), рекламные (представляющие некий товар, производителя или даже печатное издание), официальные знаки (эмблемы автомобильных клубов и символы принадлежности к государственным структурам) и фигурки-фантазии (наиболее обширная категория, включающая самые необычные формы и сюжеты).

Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить что-то интересное и полезное.

Легендарный маскот «Дух экстаза» — эмблема автомобилей марки Rolls-Royce. (1920–40-е, металл, высота — 9 см).
Легендарный маскот «Дух экстаза» — эмблема автомобилей марки Rolls-Royce. (1920–40-е, металл, высота — 9 см).

Из брендовых маскотов всем известны и памятны знаменитая «мерседесовская» трехлучевая звезда, хищный ягуар одноименной английской марки, романтическая леди в развевающихся одеждах от Rolls-Royce и, конечно же, самая известная накапотная фигурка советского времени — олень, украшавший «Волгу» ГАЗ-21.

Самая известная накапотная фигурка советского времени — олень, украшавший «Волгу» ГАЗ-21. (СССР, ок. 1950–1970, металл, пластик, высота — 17 см).
Самая известная накапотная фигурка советского времени — олень, украшавший «Волгу» ГАЗ-21. (СССР, ок. 1950–1970, металл, пластик, высота — 17 см).

Не так знакомы широкой публике, но очень ценны для коллекционеров летящий аист некогда знаменитой Hispano-Suiza, Икар, исполненный в стиле ар-деко, украшавший длиннющие капоты автомобилей Isotta Fraschini, и крылатая литера В — символ английской марки Bentley.

Бибендум был придуман ещё в 1894 году и считается одним из старейших товарных знаков в мире. (Франция, начало 1920-х, бронза, высота — 12 см).
Бибендум был придуман ещё в 1894 году и считается одним из старейших товарных знаков в мире. (Франция, начало 1920-х, бронза, высота — 12 см).

Самой известной рекламной фигуркой, без сомнения, является Бибендум — смешной человечек, как бы составленный из автомобильных шин, — талисман французской фирмы Michelin, неизменно сопутствующий производителю автопокрышек вот уже на протяжении столетия.

-10

К категории маскотов — официальных знаков в первую очередь относятся эмблемы автомобильных клубов, а их в первой половине ХХ века насчитывалось несколько тысяч. Членам официальных объединений автомобилистов, как правило, предоставлялись льготы при покупке топлива, смазочных материалов и запчастей, а порой и скидки в ресторанах, так что клубные эмблемы с бамперов и кузовов авто довольно быстро перекочевали на пробки радиаторов и из плоских табличек стали объемными фигурами.

К этой же группе относятся знаки государственных служб и ведомств, в свое время игравших ту же роль, которую сейчас исполняют пресловутые «мигалки», «крякалки» и «специальные номера».

Маскот 1920–40-е, металл, высота — 13 см.
Маскот 1920–40-е, металл, высота — 13 см.

И, наконец, самая обширная группа накапотных фигурок, которые более уместно было бы назвать «талисманами» (а это как раз дословный перевод слова «маскот» с французского и английского языков), — маскоты-фантазии. К этой категории относят художественные статуэтки, выбор которых зависел только от воли и вкуса хозяина автомобиля. Огромное разнообразие таких талисманов отражало интересы, предпочтения и фантазии представителей всех слоев человеческого общества — от аристократов до кухарок (если, конечно, кухарка могла позволить себе автомобиль).

Маскот 1920–40-е, металл, высота — 8 см, скульптор — Франсуа Базен.
Маскот 1920–40-е, металл, высота — 8 см, скульптор — Франсуа Базен.

С вдохновением и мастерством лучшие скульпторы, художники и литейщики создавали настоящие произведения искусства, некоторые из которых в наше время сводят с ума любителей антиквариата, устраивающих на крупнейших мировых аукционах настоящие баталии за возможность владеть ими.

Фигурка «Бульдог на цепи», выполненная в стиле ар-деко. В 1923 году получила первую премию конкурса маскотов, организованного журналом L'Auto. (Франция, 1922 г., бронза, никелирование, высота — 9 см)
Фигурка «Бульдог на цепи», выполненная в стиле ар-деко. В 1923 году получила первую премию конкурса маскотов, организованного журналом L'Auto. (Франция, 1922 г., бронза, никелирование, высота — 9 см)

Если владелец роскошного авто желал иметь в качестве украшения совсем уникальный шедевр, он выбирал художника, зачастую уже прославившегося в этой области, и заказывал ему изготовление единственного экземпляра, соответствующего собственным желаниям и личным вкусам. После отливки форма уничтожалась, а мастер подписывал обязательство не копировать изделие. Столь уникальные предметы встречаются на антикварном рынке чрезвычайно редко.

«Пегас» — маскот в стиле ар-деко, созданный знаменитым французским скульптором Франсуа Базеном. (Франция, ок. 1925–1930, бронза, серебрение, высота — 13 см).
«Пегас» — маскот в стиле ар-деко, созданный знаменитым французским скульптором Франсуа Базеном. (Франция, ок. 1925–1930, бронза, серебрение, высота — 13 см).

Мода на автомобильные маскоты более всего распространилась во Франции, поэтому абсолютное большинство художественных фигурок создано именно французскими мастерами. Франсуа Базен, Андре Беккерель, Генри Пайен — когорта талантливейших скульпторов своего времени. В Англии популярность дорогих высокохудожественных изделий была не так велика, поэтому там преобладали радиаторные орнаменты, обходившиеся дешевле.

Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить что-то интересное и полезное.

Спицованное колесо автомобиля марки «Руссо-Балт».
Спицованное колесо автомобиля марки «Руссо-Балт».

В дореволюционной России собственный маскот имела только одна автомобильная марка, но зато какая! Русско-Балтийский вагонный завод в Риге — пионер отечественного автомобилестроения — ставил на пробку радиатора всех своих машин (даже грузовых) двуглавого имперского орла. Это была высочайше (монаршим указом и никак иначе) дарованная привилегия, обозначавшая факт, что Русско-Балтийский завод являлся поставщиком двора Его Императорского Величества и автомобили «Руссо-Балт» имелись в царском гараже.

1920–40-е металл, высота — 18 см.
1920–40-е металл, высота — 18 см.

В Советской России про фигурки вспомнили лишь перед самой Отечественной войной: на правительственном лимузине ЗиС-101 длинный капот венчало скромное, но гордое знамя с советской символикой, а более простой по статусу «эмке» (ГАЗ-М1) и вовсе досталась пробка радиатора с неким подобием флажка с литерой «М» на передней части. В послевоенную эпоху маскотами можно назвать только уже упомянутого выше знаменитого оленя да массивных медведя и зубра, возвышавшихся над моторными отсеками грузовиков Ярославского (ЯАЗ) и Минского (МАЗ) автозаводов в 50–60-е годы.

Мода, захватившая мир и стойко продержавшаяся почти половину столетия, к середине 50-х годов ХХ века практически угасла, а сами радиаторные фигурки из вещей ежедневного обращения перешли в разряд предметов коллекционирования.

Прошли уже многие десятилетия с того времени, когда удивительные миниатюрные скульптуры украшали автомобили, а сами ретроавтомобили по большей части перестали существовать, но маскоты, превратившись в объект коллекционирования, до сих пор радуют глаз ценителей прекрасного.

Ведущие автомобильные музеи также показывают в своих экспозициях автомобильные маскоты, отдавая дань этой необычной теме, лежащей на стыке искусства и техники.

«Роберт-Полисмен» — комическая фигурка художника-графика и дизайнера Джона Хассалла. Этот ранний маскот необычен тем, что его голова и шлем подвижны: меняя их положение, владелец мог придавать человечку совершенно разные настроения, от сердитого до игриво-молодцеватого. (Англия, 1912 г., бронза, фарфор, краски, высота — 12 см).
«Роберт-Полисмен» — комическая фигурка художника-графика и дизайнера Джона Хассалла. Этот ранний маскот необычен тем, что его голова и шлем подвижны: меняя их положение, владелец мог придавать человечку совершенно разные настроения, от сердитого до игриво-молодцеватого. (Англия, 1912 г., бронза, фарфор, краски, высота — 12 см).
-22

Больше маскотов и замечательных историй вы узнаете, посетив эту прекрасную выставку в музее "Эрарта".

  • Спасибо большое за внимание, вашу поддержку и активность!
  • Не забудьте, пожалуйста, поставить лайк статье и подписаться на канал, чтобы не пропустить интересные публикации.