Найти тему

5 главных экспонатов выставки «Страсти Христовы»

Древнее Распятие из московского храма, ставшего общежитием, неизвестная мозаика, изображающая Христа в терновом венце, и редкие евангельские сюжеты: проходящая в Музее имени Андрея Рублева выставка посвящена изображению последних дней земной жизни Христа, когда Он был предан одним из своих учеников и осужден на смерть. Рассказываем об экспонатах, которые можно увидеть до 11 апреля.

1. Икона «Распятие Христово» происходит из старообрядческой церкви Успения на Апухтинке в Москве, построенной в начале XX века по образцу кремлевского Успенского собора. «Всё в этой величественной церкви древнее … и всё замечательное, высокохудожественное, редчайшее и бесценное", - писал о ней современник.

РАСПЯТИЕ ХРИСТОВО Первая треть XV века. Москва (?) Дерево, темпера. 107 × 83 см. Собрание Музея имени Андрея Рублева
РАСПЯТИЕ ХРИСТОВО Первая треть XV века. Москва (?) Дерево, темпера. 107 × 83 см. Собрание Музея имени Андрея Рублева

Судьба храма на Апухтинке после революции 1917 г. драматична. Сначала в нем складировали церковное имущество из закрываемых храмов, а в июне 1935 г. ц. Успения была превращена в общежитие "Станколит". Обезображенный перестройками и ненадлежащим использованием храм сохранился до наших дней - без куполов, глав, колокольни, его внешний вид мало напоминает величественное сооружение. Современный его адрес - Марксистская ул., д. 9 стр. 3. Листайте карусель, чтобы увидеть дореволюционные фото храма.

2. На недавно отреставрированной большеформатной иконе (183 см в высоту!) из Успенского собора Иосифо-Волоколамского монастыря, написанной в 1698 году братьями Фомой и Василием Потаповыми, представлен полный вариант композиции Распятия с двумя разбойниками. Их руки которых не прибиты, а заведены за крест и привязаны. Расположенный справа от Христа благоразумный разбойник жестом обращается к Спасителю. По всей видимости, иконографическим источником для этого образа в зеркальном переводе и с небольшими изменениями послужила гравюра из Требника (богослужебной книги) митрополита Петра Могилы 1646 года.

РАСПЯТИЕ ХРИСТОВО 1698 год. Фома и Василий Потаповы, Осташков Дерево, темпера. 183 × 143 см. Собрание Музея имени Андрея Рублева
РАСПЯТИЕ ХРИСТОВО 1698 год. Фома и Василий Потаповы, Осташков Дерево, темпера. 183 × 143 см. Собрание Музея имени Андрея Рублева

3. Икона - тондо с изображением Спасителя, выполненная в технике мозаики, экспонируется впервые. Этот оплечный образ Христа в терновом венце с поднятыми к небу глазами и приоткрытыми губами полон страдания и драматизма. Он создан во второй половине XIX века в Санкт-Петербурге, однако для какого храма был предназначен, не ясно.

СПАСИТЕЛЬ В ТЕРНОВОМ ВЕНЦЕ Вторая половина XIX века. Санкт-Петербург. Смальта, мозаика. 67,5 × 64,5 см. Собрание Музея имени Андрея Рублева
СПАСИТЕЛЬ В ТЕРНОВОМ ВЕНЦЕ Вторая половина XIX века. Санкт-Петербург. Смальта, мозаика. 67,5 × 64,5 см. Собрание Музея имени Андрея Рублева

4. Икона «Лобзание Христа Иудою» («Целование Иуды») относится к редким ранним спискам одноименного чудотворного образа из подмосковной Николаевской Берлюковской пустыни. По преданию, он явился в 1829 году местной крестьянке, которая обрела его в обители и исцелилась от слепоты. В обитель потянулись паломники, для которых наладили производство уменьшенных списков с чудотворной святыни. Судя по всему, подлинный образ входил когда-то в состав страстного ряда иконостаса, разобранного к XIX веку. На это указывает прямоугольная форма доски с вписанным в круг изображением. Список с образа, находящийся в собрании Музеи имени Андрея Рублева, точно передает не только особенности композиции иконы, но и стиль живописи, характерный для раннего XVIII века.

ЛОБЗАНИЕ ХРИСТА ИУДОЮ Вторая четверть XIX века (после 1829 года). Иконописная мастерская Николаевской Берлюковской пустыни (?). Дерево, темпера. 13,5 × 13,5 см.
Собрание Музея имени Андрея Рублева
ЛОБЗАНИЕ ХРИСТА ИУДОЮ Вторая четверть XIX века (после 1829 года). Иконописная мастерская Николаевской Берлюковской пустыни (?). Дерево, темпера. 13,5 × 13,5 см. Собрание Музея имени Андрея Рублева

5. Большую редкость представляет икона «Совлечение риз со Христа». Композиция помещена на происходящей из отдаленной провинции иконе праздничного ряда начала XVIII века. Изначально она была двухрядной (выше располагался образ одного из пророков), но позднее распилена на две части. Согласно воспоминаниям старейшего сотрудника музея В.Н. Сергеева, иконы Страстей Христовых, среди которых образ "Совлечение риз", были привезены участниками научных экспедиций из Никольской церкви села Змеева Лихославльского района Тверской области в 1971 году.

СОВЛЕЧЕНИЕ РИЗ СО ХРИСТА Начало XVIII века. Тверская провинция Дерево, темпера. 48,8 × 36 см. Собрание Музея имени Андрея Рублева
СОВЛЕЧЕНИЕ РИЗ СО ХРИСТА Начало XVIII века. Тверская провинция Дерево, темпера. 48,8 × 36 см. Собрание Музея имени Андрея Рублева

Эти и другие произведения можно увидеть на выставке «Страсти Христовы» в Музее имени Андрея Рублева по адресу: г. Москва, Андроньевская пл., д. 10.

Выставка открыта до 11 апреля 2023 года.

Экскурсии по выставке проводятся как для индивидуальных посетителей, так и для организованных групп.

Подробная информация по телефону +7(495)678-14-67 или пишите в WhatsApp или Viber +7-926-909-16-34.

___

Спасибо за лайки и комментарии! Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые интересные рассказы о нашем музее и его экспонатах!