Найти тему
Ведомости. Спорт

Крымский футбол в режиме ожидания: новые поля, 167 детских команд и формат «весна – осень»

Специальный статус

Крымский футбол находится в неопределенном статусе с марта 2014 г. Руководители региона заявляли о желании войти в Российский футбольный союз (РФС) сразу после включения территории в состав России, но тогда мировые и европейские футбольные власти рекомендовали не предпринимать резких шагов, на российской стороне с этим согласились и процесс форсировать не стали.

Правда, уже летом 2014 г. крымские клубы сыграли в Кубке России и первенстве Профессиональной футбольной лиги (ПФЛ), третьем по силе дивизионе страны, – не дожидаясь одобрения от Союза европейских футбольных ассоциаций (УЕФА) и Международной федерации футбола (ФИФА), в турниры допустили три команды от новой территории.

Ялтинская «Жемчужина» и симферопольский ТСК из Кубка России вылетели сразу, на стадии 1/256 финала, а севастопольский СКЧФ прошел три раунда и проиграл только в 1/32 финала астраханскому «Волгарю», представлявшему тогда Футбольную национальную лигу (ФНЛ), вторую по силе в стране. В первенстве ПФЛ крымские команды провели полноценную осеннюю часть, но в декабре 2014 г. УЕФА выдал запрет на участие представителей Крыма в общероссийских соревнованиях, их по ходу зимней паузы из турнира исключили, а результаты аннулировали.

С тех пор положение представителей Крыма в российском футболе не обновлялось, хотя с активным развитием ситуации на территории Украины в 2022 г. и отстранением России от международных турниров обсуждение этой темы обострилось, а давление на РФС со стороны чиновников, крымских и федеральных, усилилось.

Так как ФИФА и УЕФА не считают Крым российской территорией, для проведения там соревнований РФС нужно одобрение со стороны Федерации футбола Украины, что в нынешних обстоятельствах выглядит невыполнимым условием.

УЕФА разрешил Крыму создать собственную футбольную федерацию, чтобы проводить внутренние соревнования, – с тем, что развивать футбол на территории полуострова, несмотря на внешние обстоятельства, нужно, европейские футбольные власти согласились. Организации, сформированной в 2015 г., присвоили специальный статус.

Более активные действия со стороны РФС, связанные с интеграцией крымских клубов в общую футбольную систему без одобрения ФИФА и УЕФА, грозят российскому футболу еще более жесткими ответными мерами. Несмотря на отстранение клубов и сборной от международных соревнований, пока членство России в международных организациях лишь заморожено (с марта 2022 г.) – по сути, это самый лояльный вариант наказания.

Действия, противоречащие установкам УЕФА и ФИФА, могут привести к приостановке членства или исключению России из организаций – при таком раскладе прекратится взаимодействие по всем вопросам. В том числе станут недоступны международные тренерские лицензии, прекратятся выплаты на развитие детского футбола ($100 млн за четырехлетний цикл), российские клубы не смогут совершать сделки с клубами из других стран и наверняка потеряют всех легионеров. Переход в Азиатскую конфедерацию футбола вряд ли поможет решить какую-либо из этих проблем, поскольку УЕФА и ФИФА, как правило, солидарны по этим вопросам.

Уровень Второй лиги

Тем не менее разговор о внедрении крымских клубов в российскую футбольную систему периодически активизируется. Одним из пиков в октябре 2022 г. стало заявление заместителя председателя правительства РФ Дмитрия Чернышенко, отвечающего за спорт. В разговоре с президентом Владимиром Путиным он отметил, что с РФС достигнута договоренность об интеграции крымских клубов.

После этого Наиль Измайлов, президент ФНЛ, отвечающей за турниры первого и второго дивизионов, анонсировал лицензирование весной 2023 г. В интервью «Чемпионату» он говорил: если какой-то из крымских клубов лицензирование пройдет, «дальше уже будем думать, куда и как их интегрировать». И добавлял, что по бюджетам они соответствуют клубам Второй лиги (как правило, речь о суммах около 30 млн руб. и выше), откуда логично было бы начать и по спортивно му принципу.

Президент Крымского футбольного союза (КФС) Сергей Бородкин в разговоре с «Ведомости. Спортом» соглашается, что в случае положительных решений начинать логично со Второй лиги, но отказывается говорить о деталях подготовительного процесса, пока нет решения.

Бородкин рассказывает «Ведомости. Спорту», что изначально предлагал создать отдельную зону, в которой играли бы все восемь нынешних участников крымской премьер-лиги. Сейчас он уверен, что формальным требованиям Второй лиги восемь команд соответствуют, по уровню игры и подготовки футболистов – тоже.

В 2015 г., при создании местной премьер-лиги, глава Крыма Сергей Аксенов заявлял, что клубы частично будет поддерживать республиканский бюджет, и добавлял, что частные инвесторы (имена названы не были) готовы выделить до 150 млн руб. на содержание нескольких клубов.

С того времени процесс бюджетирования не стал прозрачнее, сейчас Бородкин говорит, что у каждого клуба есть частный источник финансирования, а увеличение бюджета в случае перехода на новый уровень им предстоит обсуждать самостоятельно.

В марте генеральный директор «Севастополя» Валерий Чалый, работавший ранее в казанском «Рубине», в интервью RT отмечал: «С точки зрения инфраструктуры у «Севастополя» проблем нет. Финансово губернатор Михаил Развожаев нас поддерживает». В октябре для СЭ Чалый обращал внимание, что в нынешней ситуации крымский футбол теряет деньги: когда местный игрок подписывает профессиональный контракт в российской лиге, крымские клубы и школы, участвовавшие в подготовке, не могут рассчитывать на компенсацию. Руководитель «Севастополя» называл это воровством футболистов.

Логика – препятствие

Бородкин отмечает, что за последние годы значительно выросло количество участников местной детской лиги – сейчас в ней 167 команд девяти возрастов. Он акцентирует внимание на том, что до 2014 г. максимальным показателем было 47 команд, к 2018 г. показатель вырос до 83. Количество полей, в том числе всесезонных искусственных, по его словам, выросло в десятки раз.

Инфраструктура для массового футбола за последнее время преобразилась, рассказывает «Ведомости. Спорту» тренер Денис Ходаков, в разное время работавший в Крыму – в том числе с Даниилом Хлусевичем и Владимиром Писарским (Сычевым), которые сейчас играют за «Спартак» и «Крылья Советов» в РПЛ, а также получают вызовы в сборную России.

«Академия в Евпатории с точки зрения условий и организации работы может сравниться даже с академией «Краснодара», – утверждает он в интервью «Ведомости. Спорту». – Училище олимпийского резерва, где я отработал 13 лет и откуда как раз вышли Хлусевич и Писарский, тоже реконструировали, там теперь два шикарных поля. Не хватает только всероссийских соревнований, за счет которых дети могли бы развиваться».

Бородкин рассказывает, что в крымской премьер-лиге с 2023 г. перешли на формат «весна – осень», чтобы как можно больше играть в теплое время, а также привлекать внимание туристов к местному футболу.

Новый чемпионат начали 23 марта, завершить его планируют в ноябре. Но первый заместитель местного министра спорта Сергей Гниздыло в интервью крымскому медиа ForPost оговаривался: если команды из Крыма примут в систему РФС, локальный турнир остановят на середине, летом.

Хотя даже в Крыму понимают, что полноценная интеграция в российский соревновательный календарь не вяжется с желанием РФС остаться в составе УЕФА. «Пока РФС окончательно не откажется от идеи вернуться в европейский футбол, крымские футбольные клубы не смогут играть в российском чемпионате», – говорил в феврале для ForPost генеральный секретарь КФС Вадим Колесниченко.

С тех пор расклад не изменился. Дипломатическая логика РФС сохраняет Россию в составе футбольной Европы (в начале апреля глава РФС Александр Дюков отправится на очередной конгресс УЕФА), но препятствует объединению крымского футбола с российским.