Сергей Васильевич Рахманинов родился в усадьбе Семеново Новгородской губернии. С самых юных лет он был окружен музыкой: его дедушка Аркадий Александрович был музыкантом, отец Василий Аркадьевич музицировал в домашних условиях, а первые уроки игры на пианино великий композитор получил от матери Любови Петровны.
Сначала Сергей стал учеником Петербургской консерватории, но в августе 1885 года по протекции двоюродного брата, известного пианиста Александра Ильича Зилоти юноша был переведен в Московскую консерваторию под наставничество известного педагога Николая Сергеевича Зверева. Исследователи жизни и творчества композитора утверждают, что именно Н.С. Зверев «заложил прочные нравственные и интеллектуальные основы для своеобразного развития многогранной творческой личности всемирно прославившегося музыканта» (Брянцева В. С.В. Рахманинов. М, 1976. С. 34), а сам Сергей Васильевич позднее вспоминал своего учителя так: «Лучшим, что есть во мне, я обязан ему».
Поселившись в доме Н.С. Зверева, где частым гостем был Петр Ильич Чайковский, Сергей стал если не участником, то свидетелем развития музыкальной жизни Москвы 1880-х годов. В Московской консерватории его исполнительский талант был замечен сразу. Во время приезда А.Г. Рубинштейна в Москву в 1887 году Сергей оказался одним из лучших учеников, которым посчастливилось играть перед композитором. В 1888 году юноша перешел в старшие классы, где его наставником стал А.И. Зилоти, а среди учителей был С.И. Танеев. В возрасте девятнадцати лет С.В. Рахманинов закончил Московскую консерваторию с отличием.
В начале 1890-х годов среди сочинений юного композитора уже числятся фортепианные произведения, сочинения для струнных инструментов, симфоническая поэма «Князь Ростислав», Концерт № 1, а также его дипломная работа − первая опера «Алеко». Опера, написанная в 1892 году в кратчайшие сроки по поэме А.С. Пушкина «Цыганы», уже в апреле 1893 году была поставлена на сцене Большого театра. Первым исполнителем заглавной роли стал Федор Иванович Шаляпин. «Алеко» высоко оценил Петр Ильич Чайковский, который посетил премьерный показ. Сам Сергей Васильевич впервые дирижировал «Алеко» в октябре того же года во время премьеры в Киеве. Спустя девять лет композитор вновь обратится к наследию А.С. Пушкина и начнет сочинение также одноактной оперы «Скупой рыцарь». В 1893 г. из-под руки Рахманинова выходят «Утес» и «Элегическое трио. Памяти Великого художника», посвященное П.И. Чайковскому, в 1894 году – «Каприччио на цыганские темы». Уже здесь можно заметить, что Сергей Васильевич тяготел к народным и этническим мотивам в классической музыке.
Одновременно для заработка Сергей Васильевич преподает музыку в ряде женских институтов – Мариинском, Елизаветинском и Екатерининском. Параллельно им были написана Симфония № 1 (1896), Концерт № 2 (1901). Постепенно автор приобретает широкую популярность, что позволяет в 1906 году оставить преподавательскую деятельность для полной отдачи себя творчеству. Он приступает к сочинению Симфонии № 2, а в 1909 году пишет Концерт № 3. Во время путешествия по Европе в 1908−1909 годах Сергей Васильевич под впечатлением картины Арнольда Бёклина создает симфоническую поэму «Остров мертвых».
Жизнь и судьба семьи Рахманиновых изменилась в 1917 году. Революцию Сергей Васильевич встречает во время гастролей в Швеции. Запланированное возвращение на родину через несколько месяцев так и не произошло. Оставшись вдали от России, композитор переживал продолжительный и тяжелый творческий кризис. Он поселился в США и зарабатывал исполнительским ремеслом, полностью отказавшись от сочинительства на девять лет. Ближайшим другом его в это время стал русский актер-эмигрант Михаил Александрович Чехов. Первое произведение Сергея Васильевича эмигрантского периода появилось лишь в 1926 году − Концерт № 4.
В 1930-е годы семья Рахманиновых живет на берегу озера в Швейцарии, и здесь композитор вновь переживает творческий расцвет – сочиняет знаменитые Рапсодию на тему Паганини и Симфонию № 3, затем «Симфонические танцы» (1940), которые явились последним сочинением великого композитора.
Тяжелым ударом для него стало начало Великой Отечественной войны. По воспоминаниям сестры супруги композитора С.А. Сатиной, он, большую часть жизни отдаленный от политических событий, на этот раз уверенно выступал против немецкой агрессии, в поддержку СССР. Доход от своих концертов начала 1940-х Сергей Васильевич передавал на медицинскую помощь советской армии.
Скончался наш великий соотечественник от рака 28 марта 1943 года.
* * *
Фонд композитора в РГАЛИ № 841 был образован в 1941 году. Всего 2 единицы хранения были переданы в ЦГАЛИ из Литературного музея – письмо Сергея Васильевича к неустановленному лицу и рукопись статьи композитора «С.И. Танеев». Большая же часть архива была передана в архив в 1949-1950 гг. Софьей Александровной Невтоновой – это материалы близкой знакомой семьи Рахманиновых, певицы-любительницы Надежды Васильевны Коротневой, письма С.В. Рахманинова к ней. В 1950 г. писатель В.Г. Лидин передал в фонд С.В. Рахманинова программу концерта в Симбирском дворянском собрании в 1909 г., в котором упомянуты и С.В. Рахманинов, и Н.В. Коротнева.
Н.А. Илюшин, заведующий архивохранилищем РГАЛИ