Найти тему
Влюбить в математику

Как мой сын перестал скучать на математике

Оглавление

Привет, я Александра, шеф-кондитер и мама с принципами. Например, я убеждена, что взрослые не должны вмешиваться в учебные дела детей, но обязаны сделать все, чтобы эти дела шли хорошо. Верность идеи подтверждают успехи моей дочери – она уже студентка. А вот с 10-летним сыном Михаилом мы лишь в процессе пути – он заканчивает началку. Недавно Миша выбрался из двоек по математике и превратился в увлеченного решателя задач. Расскажу, как все получилось.

Сын быстро считает и легко соображает, на школьных уроках математики ему  становится скучно
Сын быстро считает и легко соображает, на школьных уроках математики ему становится скучно

Все слишком просто

Вообще-то, двойки были... за поведение и больше фигурально, чем фактически. Сын учится в альтернативной частной школе, где оценок не ставят. Но за шум-гам на занятиях выговаривают. Поскольку Мишка быстро считает и легко соображает, ему на уроках становится скучно. Плюс ребенок не понимает, зачем дома делать задания, которые разбирали в классе. В итоге, имея способности к математике, он долго оставался с ней «в ссоре». Со следующего года я планирую переводить Михаила в государственную школу с уклоном в точные науки. А чтобы все там сложилось успешно, решила заранее подружить ребенка с математикой.

Я начала искать в Сети специальные курсы, репетиторов и вышла на международную школу нестандартной математики Маткласс. Заинтересовалась их нетривиальным подходом, и благо у школы есть пробный бесплатный урок, решила «отправить» на него Михаила. Что важно: в Матклассе учатся онлайн, а значит туда можно попасть из любой точки мира.

После первого занятия сын спросил, когда будет второе. Я выдохнула: значит, поиск завершен и источник математического вдохновения для ребенка найден.
Когда мы отправились на отдых в теплые края, сын все равно продолжил заниматься. Я, грешным делом, думала сделать паузу, но Миша ни в какую!
Когда мы отправились на отдых в теплые края, сын все равно продолжил заниматься. Я, грешным делом, думала сделать паузу, но Миша ни в какую!

Магия сложных задач

Мишка стал «ходить» в Маткласс дважды в неделю. Я при этом процессе намеренно не присутствовала – как уже говорила, считаю, если ребенок сделал выбор, то должен отвечать за него сам. И все же мимоходом пару раз наблюдала, какие эмоции возникали у сына на уроке: он буквально «кипел», если задача казалась ему слишком сложной. Зато, когда решение приходило, чувствовал себя покорителем математических вершин.

Отсюда рождалась мотивация заниматься дальше, вера в себя и глубинный интерес к предмету.

Преподаватель хвалил Мишу – никаких двоек за поведение! Когда педагог заметила, что сын загорается от заданий посложнее, предложила ему помимо математики познакомиться с ТРИЗом. В расшифровке это - теория решения изобретательских задач. Наука, в которой учат мыслить не линейно, и подбирать варианты выхода из самых непредсказуемых ситуаций. Михаил был в восторге, очень гордился, что способен справляться с задачами, над которыми мама может думать полдня.

В Матклассе есть лагеря, где учат смешивать краски по математическим формулам, отбивать барабанные ритмы по принципу дроби, и видеть геометрию крыш
В Матклассе есть лагеря, где учат смешивать краски по математическим формулам, отбивать барабанные ритмы по принципу дроби, и видеть геометрию крыш

Учиться значит отдыхать

Когда мы отправились на отдых в теплые края, сын все равно продолжил заниматься. Я, грешным делом, думала сделать паузу, но Миша ни в какую! Однажды он буквально вынырнул из бассейна, где плескался с новыми друзьями, и в два прыжка оказался у ноутбука. Все это, чтобы не пропустить любимую математику. Вечером за ужином Михаил на полном серьезе рассуждал, как было бы круто летние каникулы провести в приключениях в жанре ТРИЗ.

И это оказалось возможно: мы узнали, что Маткласс организует «умные» лагеря чуть ли ни по всей стране: от Подмосковья до Алтая. Компания устраивает отдых с ТРИЗом, математикой, биологией, историей, делает программы с уклоном в спорт или с акцентом на ролевой игре. Нас с Мишкой особенно впечатлил сплав на Соловках с математикой, экскурсиями и походной романтикой. Правда, Михаилу для этого лагеря надо «подрасти» на два года – туда берут детей от 12 лет.

Для тех, кто помладше, есть удивительные лагеря, где учат смешивать краски по математическим формулам, отбивать барабанные ритмы по принципу дроби, и видеть геометрию крыш. Причем, как мы узнали из отзывов, в лагерях работает не просто веселая молодежь, а студенты или выпускники Физмтеха, МГУ, Бауманки. Или – профессиональные педагоги с опытом и неформальным подходом.

Художники от математики

Вовлеченность в работе с учеником это общий принцип школы. За время занятий в Матклассе Миша открыл такие красоты и глубины математики, что перестал скучать на школьных урках: он начал решать классические задачи из учебника по-своему, нестандартно, чтобы в конце урока обсудить свой вариант с учителем.

Сын не просто подружился с математикой, он проникся к ней уважением, понял, что эта точная наука очень многогранна. И понятие «простое задание» здесь величина относительная.

К слову, в Маткласс принимают не только шустрых в точных науках ребят. Здесь вообще не делят детей на технарей и гуманитариев. Я убедилась в этом на практике, когда посоветовала подруге отдать туда дочку-художницу. В свои 12 лет девочки ненавидела математику до слез, и казалось, от этого нет спасения. Подруга уговорила дочь «сходить» на тестовое занятие в Матклассе. И – нет, моментального чуда не произошло, — но после пробного урока ребенок согласился немного позаниматься. Потом еще немного. А дальше юная художница уже самостоятельно придумывала и прорисовывала наглядные задачи для других детей! В Матклассе есть такая практика: педагоги дают ученикам алгоритм, по которому те могут составить собственные задачи. Наиболее удачные из них попадают в специальные сборник.

Имея способности к математике, сын долго оставался с ней «в ссоре»
Имея способности к математике, сын долго оставался с ней «в ссоре»

История подруги и наш с Мишей удачный опыт подтверждают известную истину: «все зависит от учителя». Когда преподаватель неформально относится к делу, когда настроен творчески и не действует по клише, — ребенок следует за ним с энтузиазмом и любопытством. И в этом процессе каждый немного растет над собой: и учитель, и его ученик. И в Матклассе работают именно по такой формуле.