Найти тему
Fon Kraft

Диорама одна - масштабы разные | Как показать перспективу в моделизме?

Оглавление

"Все модели на диораме должны быть одного масштаба! Это строго и совершенно не обсуждается"! - гневно сыпал мне восклицательные знаки мой собеседник: "Ваша идея, вы - художнег, вот и думайте! И не отвлекайте по пустякам умных и уважаемых людей, бecToлo4ь"!

"Да-а уж... сходил за хлебушком", - повторил я слова одного трагикомичного анекдота: "А ведь всего лишь спросил: как передать перспективу на диораме"?

Создание перспективы на диораме. Картинка не моя - найденная в фотобанке pinterest.com
Создание перспективы на диораме. Картинка не моя - найденная в фотобанке pinterest.com

Обычно над перспективой не задумываешься, пока не выглянешь в окно. Потом, конечно, да: на термометре минус десять, а до магазина - километра полтора. И вот ты уже глазами исследуешь перспективу, намечая комфортный путь промеж мусорных баков.

Но моделизм не может поразить вас таким размахом. Габариты у модельного мира не те. А вот перспективу, порой, очень даже передать необходимо. Ну, сами посудите: не разносить же линии окопов на масштабные 300 метров? Даже в "корабельном" масштабе 1:350 - это будет более одного метра. Много ли солдат вы разглядите на такой площади?

Словом, опять размышления, опять заполночные посиделки. Как сказал один из подписчиков: "Что нормальному человеку гемор, то блогеру - контент" ))

Как передать перспективу в искусстве?

В общем-то, всё уже придумано до нас. В XIV веке художники эпохи Возрождения придумали линейную перспективу. Если на пальцах, то это линия горизонта и дорога со столбами. Условия изображения линейной перспективы: "Все линии сходятся в одной точке".

1. Линейная перспектива - что это такое?

Согласитесь, подобную перспективу можно наблюдать достаточно часто на равнинной местности
Согласитесь, подобную перспективу можно наблюдать достаточно часто на равнинной местности

Те из нас, дорогие мои читатели, кто живёт в степях и равнинах, регулярно наблюдают такое явление: ровная дорога с параллельными обочинами - а сходится в точку.

Линейная перспектива, кстати, порождает другое оптическое явление, которое художники назвали "Глубина пространства ". То есть, смотрим мы на линии, и понимаем, что где-то очень далеко-далеко находится горизонт. Чем более пологий угол, тем больше глубина пространства.

2. Воздушная перспектива - что это такое?

А как быть жителям гористой местности? А у них есть своя перспектива. Дело в том, что прозрачный воздух - прозрачный до определённого расстояния. Потом его толщина начинает вносить свои поправки в восприятие пейзажей: цвета начинают казаться более блёклыми, а то и наступает цветовое искажение. Например, далёкие дома всегда кажутся нам тусклыми, нежели такие же дома по соседству.

Пейзаж - яркий образчик воздушной перспективы
Пейзаж - яркий образчик воздушной перспективы

И даже глядя на плоскую картину, не имеющую признаков линейной перспективы - мы с вами точно можем определить: насколько глубокое пространство на ней изображено?

3. Предметная перспектива

Пожалуй, это одна из первых перспектив, которую постигают дети, когда начинают рисовать. Они же рисуют так, как видят. Но уже умеют мыслить абстрактно и способны "переносить" предметы на бумаге, в соответствии с замыслом. Например, детишки запросто нарисуют большие фигуры мамы и папы, и малюсенький автобус рядом с ними. Почему? Потому что автобус очень далеко, и родители ждут, когда он приедет.

То есть, чем дальше от нас предмет, тем он меньше в видимых размерах. Знакомы с таким явлением, да?

-4

Как передать перспективу в моделизме?

Все вот эти "линейные", "воздушные" перспективы - всё это, конечно, познавательно. Но моделист - не живописец. Моделист - не портретист. Моделист, скорее, скульптор. Причём, скульптор, связанный определёнными правилами и ограничениями. И называются те ограничения - "масштаб". Так что же делать в данном случае?

А делать то же самое, что творят художники: использовать все законы живописи, сдабривая их правилами скульптуры.

Например, можно вполне осознанно и активно использовать законы линейной перспективы при создании диорамы. Надо только продумать "задник" (непрозрачный фон, обрамляющий диораму), и к нему аккуратно подвести линии самой диорамы.

Диорама с нарисованным задником, который хорошо передаёт перспективу действия
Диорама с нарисованным задником, который хорошо передаёт перспективу действия

Кстати, хорошие результаты предлагает и воздушная перспектива. Мы же уже знаем, что более удалённые предметы приобретают блёклую окраску. Поэтому можно использовать нарисованный задник в приглушённых тонах. А если диорама достаточно большая по площади, то модели, удалённые от зрителя, стоит окрашивать в холодные тона, как бы имитируя толщу воздуха.

Тут необходимо учитывать и такой нюанс, как неспособность человеческого глаза различать мелкие детали на большом расстоянии. Эту особенность физиологии тоже можно использовать, например, не прорабатывая расшивку, или впадины моделей. Можно не накладывать шанцевый инструмент, или не использовать тросы и антенные штыри, так как в реальной жизни в такой же перспективе ничего этого видно не будет.

Пример использования воздушной перспективы
Пример использования воздушной перспективы

Отдельным приёмом, отмечу, может послужить использование тонированных стёкол или плёнок, которые притеняют каждые последующие участки диорамы по направлению от зрителя. То есть, создаётся этакий "слоёный пирог" из воздушных секций, где располагаются модели, и тонированными пластинами между ними. Тогда, при взгляде на диораму, получается эффект воздушной (но можно и водяной) толщи. Главная сложность в этом - удалить блики с промежуточных слоёв. Но это легко решается приданием обратного наклона на пластинах.

Ну, и - на мой взгляд - отдельный шик: это сочетание различных масштабов в одной диораме. Да-да, такое тоже бывает. Главное - не забыть про воздушную перспективу, иначе получится гротеск. А он не всегда уместен.

Использование в одной диораме моделей разных масштабов очень хорошо передаёт перспективу
Использование в одной диораме моделей разных масштабов очень хорошо передаёт перспективу

В общем, други мои, как видим из статьи - передать перспективу, объём и пространство на диораме вполне возможно. Но, отмечу, именно на диораме. На отдельно стоящей модели... ну, что с неё взять? Стоит себе и пусть стоит. Хотя, идеи разные бывают.

А на сегодня у меня - всё. Всем творческих успехов!

Ну, а если вы всё ещё думаете о том, как создать правдоподобную модель, то вот вам два небольших секрета:

Ваш Fon-Kraft.

В общем, как вы уже догадались, теперь ваш выход - самое время писать комментарии.

Присоединяйтесь к нам в телеграм-канале: https://t.me/fonkraft , чтобы всегда быть в курсе новостей и новых публикаций.
Ну, а просто пообщаться с единомышленниками, задать вопрос по теме (или просто так) и получить ответ можно в нашем чате: Fon-Kraft: флудилка-курилка (кликабельно).

Не забываем ставить лайки и подписываться на канал, если вы этого до сих пор не сделали.

Почему стоит подписаться на канал? Потому что на нём регулярно выходят новые материалы о мире моделизма, с подпиской вы их не пропустите. К тому же это - бесплатно. И напоминаю: максимум информации в моих статьях можно найти только на блог-платформе Дзен. Если вы читаете эту статью в каком-либо другом ресурсе, то перед вами - пиратская копия. Не тратьте на неё время - ваши комментарии не будут услышаны.

Поддержать автора и развитие канала можно и материально, отправив перевод на карту:

2202 2023 9413 5895 - СБЕР,
4893 4702 3844 7624 - ВТБ.

ПыСы. Я бы прикрепил форму, но Дзен больше не предоставляет такую возможность.