Найти тему
Z-Машины

Тайны подъёма ДЭПЛ «К-129» платформой «Glomar Explorer»

Оглавление
Судно «Glomar Explorer» специально разработанное и построенное для подъёма советской ДЭПЛ «К-129»
Судно «Glomar Explorer» специально разработанное и построенное для подъёма советской ДЭПЛ «К-129»

Судно «Glomar Explorer» - большегрузная морская платформа специальной конфигурации, спущенная на воду осенью 1972 года. Построенное как гражданское морское судно, «Glomar Explorer» фактически стал инструментом ВМФ США и ЦРУ. Первичной задачей была поддержка секретной операции «Проект Дженнифер» (Project Jennifer) Центрального разведывательного управления (ЦРУ). Проектом предполагалось найти затонувшую советскую дизель-электрическую подводную лодку «К-129», на борту которой оставались баллистические ракеты класса «Гольф II».

Почему американцы решили поднимать ДЭПЛ «К-129»?

Тайно поднять советскую подводную лодку, оснащённую баллистическими ракетами, американцы видели крайне необходимой операцией. Ещё до момента аварии на борту «К-129» с последующим затоплением и гибелью экипажа, ЦРУ стало известно, что субмарина имеет на вооружении три новые баллистические ракеты «SS-N-5 Sark/Serb» (по классификации НАТО). Получение таких ракет в целости и сохранности обещало существенно расширить познания США о советских технологиях производства баллистических ракет. Кроме того, делался расчёт на подъём:

  • системы пуска ракет класса «земля-земля»,
  • торпед и связанной системы пуска,
  • навигационного оборудования,
  • кодовых машин,
  • других материалов.

Все эти технические и технологические ценности явно оправдывали предполагаемые затраты на операцию подъёма.

Сложности выполнения подъёма советской субмарины

Советская подводная лодка «К-129» затонула на глубине (около 5000 метров), достичь которой не представлялось возможным, учитывая отсутствие на то время спецоборудования. Требовалось строительство специально разработанного судна большого водоизмещения для решения такой задачи. Но существовал высокий риск привлечения внимания советской разведки к рабочему процессу. Поэтому все детали запланированной миссии будущего судна «Glomar Explorer» и потенциальных возможностей конструкции были отданы под строгую секретность и контроль ЦРУ.

Боеголовка баллистической ракеты класса «SS-N-5 Sark/Serb» за которой охотилась ЦРУ
Боеголовка баллистической ракеты класса «SS-N-5 Sark/Serb» за которой охотилась ЦРУ

Зимой 1970 года служба ЦРУ тайно наняла британскую фирму «Global Marine» для поддержки секретной операции подъёма русской подлодки. Фирма «Global Marine» славилась богатым опытом в сфере подводной инженерии. Силами фирмы ранее были построены несколько специальных судов под монтаж морских нефтяных буровых установок.

Кроме того, учитывая существенные сложности операции и задействованные технологии строительства платформы «Glomar Explorer», были привлечены фирма «Hughes Tools» и корпорация «Lockheed». Этим подрядчикам ставилась задача построить сопровождающую баржу и специальное бортовое оборудование.

Под бортовым оборудованием имелся в виду большегрузный механический захват, посредством которого предполагалось подхватить со дна и поднять советскую подводную лодку «К-129».

Готовое к эксплуатации гражданское судно «Glomar Explorer» спустили на воду зимой 1972 года. Сооружение машины обошлось американской казне суммой более $40 млн. На церемонии спуска машины представителям средств массовой информации сообщили предназначение судна - добыча марганцевых конкреций в океане. Легенда прикрытия сработала.

Попытки подъёма советской субмарины «К-129» + результат

Построенное гражданское судно «Glomar Explorer» прибыло к месту аварии ДЭПЛ К-129 летом 1974 года. За несколько лет до этого момента американцы успели точно определить место затопления подводной лодки. Опирались на данные сети подводного прослушивания ВМС США «Sea Spider», датчики которой зафиксировали взрыв на борту ДЭПЛ. Также для поиска использовалось специальное океанографическое судно «Mizar» (T-AGOR-11). Благодаря звукозаписям и компьютерным расчётам, специалисты точно определили район бедствия советской субмарины.

Океанографическое поисковое судно принимавшее участие в поисках ДЭПЛ «К-129»
Океанографическое поисковое судно принимавшее участие в поисках ДЭПЛ «К-129»

Службам ВМФ США и ЦРУ оставалось только организовать наблюдение за районом до поры до времени. Между тем, советская спасательная операция была свёрнута уже к концу лета 1968 года. Соответственно, экипаж судна «Glomar Explorer» без опасений приступил к подъёму затопленной советской подводной лодки. После нескольких попыток захват субмарины удался, но в процессе подъёма механика захвата не справилась с перегрузкой. Корма подводной лодки сорвалась и ушла на дно океана. Поднять удалось только часть носовой области ДЭПЛ «К-129». Здесь американцы обнаружили:

  • две торпеды с ядерными боеголовками,
  • кодирующее оборудование,
  • останки советских моряков.

Следуя военно-морским традициям, впоследствии найденные останки советских подводников захоронили в море. Всю остальную «добычу» тщательно изучили, после чего уничтожили. Спустя год после операции, американская газета «Los Angeles Times» опубликовала в общих чертах материал, касающийся операции «Проект Дженнифер», на который мало кто обратил внимание. Морское судно «Glomar Explorer» позже переделали под буровую морскую платформу.