Попытка одной небольшой экспозиции ответить на грандиозный вопрос: "каким было искусство Советского Союза?".
Всем привет! На связи Культурологический Ликбез. Сегодня у нас новая рубрика. Я решил делать такие полупублицистический отчёты о выставках, что я периодически посещаю. Как раз 4 апреля закончилась выставка в Манеже "ДК СССР". Вот о ней сегодня и поговорим.
30 декабря 1922 года случилось одно из важнейших событий XX века — бывшие территориальные части Российской Империи подписали союзный договор и образовали Союз Советских Социалистических Республик.
Столетний юбилей этого события широко не отмечался в нашем обществе: медиа обошлась аккуратными и нейтральными заметками, политики несоциалистического и коммунистического толка ограничились дежурными заявлениями. Однако культурная сфера, как часто это бывает, оказалась впереди планеты всей. Библиотечные чтения, музейные выставки, кинопоказы, лекции, посвящённые истории и культуре СССР, прошли по всей стране. И одну из самых важных выставок организовали в самом сердце Москвы в Центральном Манеже.
СОВРЕМЕННАЯ ВЫСТАВКА О ДЕЛАХ БЫЛЫХ
Первое, что поражает, когда попадаешь на экспозицию — это противоречивость масштабов. На относительно небольшой территории выставки, в сравнении с Пушкинским, Русским музеем, Третьяковской галереей, организаторы смогли отобразить почти всё разнообразие культуры Советского Союза. Здесь есть залы, посвящённые фотографии, архитектуре, живописи, музыке, театру, кино, скульптуре и мозаике.
Экспозиция выстроена по принципу деконструкции. Это, когда вынимают по кусочку из какой-то другой грандиозной, но более специализированной выставки и собирают в одно целое, дабы попытаться отобразить явление со всех сторон. Повествовательная логика выставки отсылает нас к структуре идеи Домов Культуры. Подобные заведения были центрами искусства, досуга и развлечения. То есть в пределах одного дома культуры, можно было заниматься и фотографией, и живописью, и музыкой, и театром и чем-то ещё. Другой принцип деконструкции отражается в ощущение того, что мы вроде бы пришли посмотреть выставку об искусстве СССР во всём его многообразии, а вот мы уже как бы оказываемся внутри типичного дома культуры. Ещё мгновение, и мы уже сидим в актовом зале того времени и смотрим видеоряд, а уже в следующую минуту представляем себя членом архитектурной комиссии, выбирая лучший проект для мавзолея Ленина или Дворца Советов.
Здесь же используется и постмодернистский приём интертекста. Лучше всего его прочувствует те, кто в 2020 году ходил на выставку ВХУТЕМАС в Музее Москвы. В «ДК СССР» есть целый зал, посвящённый ВХУТЕМАСу. Он будто выдернут с той выставки и перенесён сюда без изменений. Думаю, что подобную интертекстуальность можно найти и в других залах выставки. Однако, как и постмодернистский приём, здесь смысл не в самой отсылке, а в том, что в новом окружении она приобретает и новое значение. Ты действительно чувствуешь всесторонность культурного наследия советов.
«РУССКОЕ ПОЛЕ [КУЛЬТУРНЫХ] ЭКСПЕРИМЕНТОВ»
В зале, посвящённому музыке, рядом с шикарным интерактивным терменвоксом, красуется цитата из песни Гражданской Обороны «Русское поле экспериментов». Мне хочется тоже привести цитату из этой песни, которая, как, мне кажется, подходит для эпиграфа рассказу о советском искусстве.
«Инстинктивные добровольцы
Во имя вселенной и хлебной корочки
Люди с большой буквы
Слово "Люди" пишется с большой буквы»
Эта культура была про людей, по крайней мере изначально. Сейчас, в 2023 году современному человеку, утопающему в одномерности (вспомним старика Герберта Маркузе), пафос и идеи советского искусства могут быть не только чужды, но и просто непонятны. В этом нет ничего зазорного, ибо всему своё время. В первую очередь, конечно же, надо отметить, что за семьдесят лет существования СССР культура была разной. Это в той или иной мере пытается отобразить и выставка «ДК СССР». Конечно, хронологической логики здесь нет, ибо выставка не по годам, а по видам искусства.
Искусство Советской России 20-х годов — это чуть ли не единственный период, когда отечественная культура встала в настоящий авангард мировой мысли и во многом сформировало, и оказало влияние на весь XX век. ВХУТЕМАС, соединение промышленности и искусства, что впоследствии вдохновило Вальтера Беньямина на его работу «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости», образ нового человека, развитие русского футуризма и светлый взгляд в будущее. Но самое забавное, но непохожее ни на что авангардное искусство — это прямой наследник великой русской культуры и Серебряного века. Как и любое модернистское искусство — это отрицающий наследник, бунтующий сын своего отца. Однако стоит только присмотреться и родство уже невозможно будет скрыть за вызывающей формой.
Пафос этой эпохи можно было впитать в залах «ДК СССР», посвящённые авангардной живописи и ВХУТЕМАСу.
Искусство сталинской эпохи — это про сильного и здорово человека, про строительство светлого будущего, про усердный труд и преодоления себя ради потомков. Человека изображали через призму социального реализма. Это героическая эпоха, кстати, очень сильно рифмуется с древнегреческим искусством Классического периода. Времена, когда над греками висела угроза Персии, когда статуи Поликлета показывали идеального члена общества, образца для подражания, а величественные храмы демонстрировали, что нет пределов человеческого могущества. В сталинскую эпоху античные храмы заменили грандиозные технические сооружения, заводы и «сталинские высотки», а скульптура и живопись с идеальными телами, сильным взглядом соответствуют древнегреческим дорифорам.
С пафосом этой эпохи на выставке можно было ознакомиться, в залах с фотографией, живописью, архитектурными проектами ДК и Дворца Совета. Кстати, очень занимательным выглядит проект итальянского архитектора Армандо Бразини. Ещё одна смычка между искусством античности и Сталинским ампиром.
На смену твёрдому характеру сталинской эпохи пришла Эпоха оттепели, метко названная по одноимённой повести Ильи Эренбурга. Для многих она связана с идеологическим послаблением в искусстве. Однако важнее было другое. Это искусство светлого будущего, вдохновляющееся запуском первого искусственного спутника в 1957 году и отправкой первого человека — Юрия Гагарина в космос в 1961 году. Грандиозные события повлияли на почти все виды искусства: от литературы в виде научной фантастики до кинематографа и музыки.
К сожалению, эта эпоха почти не была представлена на выставке «ДК СССР», но ей всегда можно насладиться и в других музеях Москвы, например, в центре «Космонавтики и авиации» на ВДНХ.
Оттепель сменилась Эпохой застоя. Пафос о великих открытиях и новом человеке уступает мещанскому счастью и потреблению. Однако советское искусство продолжает развиваться по инерции. Это период классического советского кинематографа, который все помнят и любят. Появляются настоящие киношедевры. Развивается театр, эстрадная музыка и даже сатира. Как раз этим аспектам посвящены последние залы выставки «ДК СССР», где можно было увидеть театральный реквизит, посмотреть на костюмы, послушать интервью людей, которые делали кино. Надо отдать должное, что представлены интервью не только известных актёров и режиссёров, но «тружеников» театрального и киношного фронта: операторов, костюмеров, световиков.
Последняя эпоха советского искусства — Эпоха перестройки не представлена на выставке «ДК СССР». И как мне кажется, концептуально это правильное решение, ибо искусство и культура этого периода уже не в полном смысле советское, а нечто иное, заслуживающее отдельного, не всегда положительного разговора.
О ЧЁМ ВСЁ ЭТО БЫЛО?
Пыль веков и шорох эпохи оседает и затихает, споры сглаживаются, оставляя на исторической дороге только грандиозные монументы, которые и формируют самосознание нации, народа, этноса. И казалось бы, что может быть проще, чем охарактеризовать в культурном плане эпоху, длившуюся семьдесят лет? Однако освоение и осмысление советского наследия будет ещё долго продолжаться, а плотность культурологических и искусствоведческих текстов расти с каждым годом. Никакого парадокса здесь нет. Мы только-только начинаем избавляться от бесконечной грязи девяностых годов, только-только общество вытравливает комплекс, что мешал ему воспринимать советскую эпоху как часть отечественной истории. Открещивание заканчивается, и начинается настоящие познание. Это я вижу и говорю как человек, который родился уже после распада СССР. И у меня только один вопрос: неужели это русское поле культурных экспериментов было организована зря, и мы ничего не можем использовать во благо?
Но это всё пространные рассуждения и дидактика. Человек хочет формул, формул здесь и сейчас. Так о чём всё это было? Советская культура и искусство — чистый модерн, попытка сделать и воспитать нового человека. Однако это пытались организовать люди старого мира, а потому возможно крах был заложен уже при рождении.
Не нужно воспринимать экспозицию «ДК СССР» как исчерпывающий разговор на тему. Нет, это только приглашение начать долгий и дотошный цикл бесед. Мне, как культурологу, важны подобные выставки. Однако для общества они ещё важнее.
Если вам понравился материал или рубрика — обязательно поддержите своим лайком. Для меня — это главное мерило популярности тех или иных тем и форматов.
На этом мы сегодня заканчиваем наше повествование. С вами был Культурологический Ликбез. Спасибо за прочтение!
Буду рад любым вопросам и отзывам по теме и нет в комментариях. А ещё можете предлагать свои темы в области культуры, о которых вам было бы интересно почитать.
Об авторе Культурологического Ликбеза небольшой пост для знакомства.