Самым известным проектом создания целой серии танков, которые могли произвести революцию в танкостроении Рейха, но остались на бумаге, был проект «Е» Книпкампа. Проект «Entwicklung» (развитие, разработка) был его предложением и выделялся амбициозностью поставленных задач.
Оригинальные машины предназначались, в перспективе, для замены других, находящихся в производстве образцов бронетехники, причем при разработке предполагалось опираться на весь опыт боевого применения и эксплуатации, приобретенный к этому времени.
Книпкамп, к середине тридцатых, уже заработал большой авторитет, его запатентованная схема подвески с торсионами и шахматным расположением опорных катков легла в основу линейки пошедших большими сериями полугусеничных бронетранспортеров и танков. В 1936 году он стал отвечать за разработку перспективных танков, а во Вторую мировую занял должность начальника департамента №6 Управления вооружений, отвечающего за проектирование и изготовление бронетехники для вермахта.
К началу сороковых Книпкамп пришел к идее о необходимости стандартизации танков, желая поломать складывающуюся тенденцию к созданию все более сложных конструкций, затрудняющих производство и снижающих надежность. Свой взгляд на проблему он изложил в формулировках основных принципов проектирования серии «Е».
Первоначально проект предполагал создание машин в 7 весовых категориях: 5, 10, 25, 50, 75, 90 и 100 тонн, позднее 5 и 90 тонные категории отвалились из-за их явной нецелесообразности, и осталось пять основных.
Книпкамп считал необходимым при максимальном усилении защиты в лобовой проекции повысить огневую мощь и увеличить запас боекомплекта. Агрегаты трансмиссии собрать в единый блок, который, при необходимости, ремонтники могли вытащить из корпуса одним узлом.
Увеличению полезного объема при снижении силуэта машины помогали нетрадиционные для немецких танков компоновочные решения с переносом двигателя и трансмиссии в кормовую часть, ведущими колесами с задним расположением и выносом подвески за пределы корпуса.
При проектировании, для упрощения производства, а также последующей эксплуатации и ремонта, предполагалась максимальная унификация по однотипным узлам и агрегатам.
Существует мнение, что Книпкамп неплохо использовал слабость (а, зачастую полное отсутствие) технического образования у вождей Рейха и выдал прописные аксиомы за истину, открывшуюся только ему, заработав на этом неплохие дивиденты. Подобный прием частенько используют в современных «тренингах», сделать основной упор на неподлежащих оспариванию тезисах. Кто может быть против солидного бронирования лба, мощного и эффективного вооружения, ремонтопригодности и поузловой взаимозаменяемости с собратьями? А под это можно уже подогнать и свою теорию.
Действительно, людям, далеким от техники, подобная формулировка кажется открытием, достойным увековечивания в бронзе на гранитном пьедестале. Для людей, учившихся в техническом ВУЗе (особенно на конструкторском факультете), они кажутся набором стандартных фраз из первых лекций или вступления к главе учебника по теме «введение в специальность». Возможно, на это мнение оказал влияние эффект «послезнания», и Книпкамп действительно первым собрал в единое целое и стройно изложил лежащие, как казалось, на поверхности аргументы.
Поскольку документальных подтверждений обеим версиям нет, их оценку оставляем на суд читателя, в надежде, что он предложит в комментариях свои аргументы.
Тему унификации есть смысл разобрать подробнее. Унификация, вещь, разумеется, неплохая. Особенно для производителей техники, ремонтных служб и поставщиков комплектующих и запчастей. И особенно в Вермахте, где логистические службы итак были перегружены запчастями к различным модификациям различных танков. Но унификация, в общем случае, она часто идет во вред техническим характеристикам унифицируемого изделия.
К примеру, если взять три машины разной массы и унифицировать их по силовой установке, то оптимальным такое решение окажется только для средней из ряда. Более легкая машина будет иметь избыточную мощность, более тяжелая машина недостаточную.
Иногда, стремление к унификации может поставить крест на внедрении более перспективных решений. Как пример обычно приводят ЗиЛ 4331. При проектировании была выбрана капотная схема компоновки, в надежде максимально унифицировать по узлам ЗиЛ-130. Но, когда проект довели до современных требований, с идеей пришлось распрощаться. Так, по кабине унифицированными оказались только дверные ручки.
В итоге, унификации практически не получилось, но грузовик, по сравнению с безкапотниками, которые начал делать весь мир в данной весовой категории смотрится весьма архаично.
Похоже, это понял и Книпкамп. Несмотря на громкие декларации, откровенно говоря, все его машины этой серии оказались унифицированы только по основному компоновочному решению и схеме подвески с шахматным расположением катков, да и то с вариациями.
Весной 1942 года Книпкамп создал и возглавил особую проектную группу. Отнеслись к этому начинанию весьма сдержанно, не ожидая в скором времени не только новых образцов для перевооружения панцерваффе, но даже полезных результатов. Советник по танкостроению Августин вообще заявил, что «разработка танков по этой программе являлась чисто исследовательской задачей, не имея ничего общего с серийным выпуском танков».
Справедливость этого предположения подтверждает то, что Книпкампу, запретили привлекать к разработкам ведущие танкостроительные предприятия. Единственное, что ему удалось продавить, используя весь авторитет и административный ресурс, всего лишь разрешение привлекать к реализации проекта фирмы, не производящие танки. Бывает, что «взгляд новичка» на проблему рождает оригинальные решения и дает лучшие результаты, чем традиционный подход корифеев, но, в данном случае опыт в танкостроении был бы не лишним.
Самый легкий в параметрическом ряду Е 10 сделала фирма «Kloeker-Humboldt-Deutz». Это стало ее первым опытом проектирования бронетехники (до этого она занималась гусеничными тягачами).
Получился конкурент «Хетцера», правда, шустрее (скорость более 70 км/ч), маневреннее и, благодаря меньшему удельному давлению, проходимее. Основная фишка проекта заключалась в регулируемом клиренсе машины. В целях маскировки и укрытия за неровностями рельефа и сооружениями она могла «присесть» на 200 мм. Три опытных образца должен был сделать «Magirus», но ничего не успел.
За второй, более тяжелый истребитель танков Е 25 взялась фирма «Argus Werke». В проектах много общего, но если Е-10 рассматривали, скорее, как экспериментальную базу для отработки перспективных решений, Е 25 получил шанс стать перспективной противотанковой самоходкой.
Трудно и долго определяли вариант вооружения, выбирали между 75-мм пушкой Рак L/70 и 105 мм орудием. Окончательно так и не решили.
Несмотря на это, в самом начале 1945 года танковая комиссия дала добро изготовить и испытать три опытных образца. Компания «Alkett» на своем заводе в Берлин-Шпандау приступила к постройке, но, также ничего не успела сделать.
Проекты Е 50 и Е 75 представляли собой уже обыкновенные танки, с высокой степенью унификации друг с другом. Один и тот же двигатель с абсолютно идентичными системами охлаждения, электрооборудованием и системами питания топливом вплоть до бензобаков. Полностью взаимозаменяемые узлы подвески и ходовой. Даже корпуса в одинаковых габаритах и похожей формы.
Здесь зоны ответственности были разделены. Здесь зоны ответственности были разделены. Шасси досталось компании «Weserhutte», подвеска фирме «Adler», разработку башен поручили «Krupp». Несмотря на внушительный триумвират, успехи самые скромные. Не довели до стадии полноразмерного макета. Ограничились расчетами и экспериментами на специально построенных стендах.
Дальше всех продвинулся Е 100. Проектировали его до финала и довели до изготовления опытного образца вопреки о запрещении каких-либо работ по супертяжам, отданном в конце 1944 года. Причина не в том, что к этому времени на хотелки Гитлера внимания уже не обращали. Это, скорее всего, последняя попытка Книпкампа и «Krupp» взять реванш за поражение танка «Krupp-Maus» в конкурентной гонке с «Maus» Порше. Подробно останавливаться на конструктивных особенностях не имеет смысла, он довольно известен.
Резюме проекту составили британцы. Перевезя опытный образец в 1945 году в Англию, после непродолжительного изучения и испытаний порезали его на металлолом.
Все танки серии «Е» достаточно любопытны, но вряд ли их стоит рассматривать в качестве боевых машин, которые могли бы стать причиной коренного перелома и каким-либо образом повлиять на течение последних этапов Второй мировой войны.
Тем более, что, на момент их появления, Германии было уже не до танков нового поколения, ситуация на фронтах, дефицит сырья и серьезно подорванная бомбардировками союзников промышленность делали нереальным возможность их выпуска.
Вместе с тем, специалисты отмечают, что многие технические новинки были воплощены в жизнь спустя пару десятилетий при проектировании бронетехники для бундесвера. А скудность информации и отсутствие достоверных чертежей дали большой простор для фантазии моделистов и разработчиков игровой индустрии.
С Вами был Владимир, канал «Две Войны». У меня есть 👉 сайт , 👉 Одноклассники, 📍YouTube, Телеграмм. Пишите своё мнение!
Как Вы считаете, насколько боеспособным были бы танки серии «Е»?