Найти в Дзене

«Разговоры о важном»: почему «у каждого мгновенья – свой резон»

Как сейчас воспринимается поэзия Р. Рождественского

«Понимаем ли мы то, о чем свидетельствует поэзия,

в соответствии с сегодняшними потребностями духовной жизни и императивами общественного сознания?

Насколько внятен нам её смысл?»

И. Бродский

Наше время не поэтично, мы стали забывать прекрасное поэтическое слово, песня, которая звучит теперь на ТВ и других носителях звука, построена по законам массовой культуры. Слов практически нет, а есть бессмысленные сочетания, «Ты – Москва, я – Питер, помогите…». Мы с удивительной лёгкостью выносим приговор минувшим временам, пишем фейковые статьи, разоблачаем идеалы прошлого. Зачем?

Когда-то была хорошая передача на ТВ «Чтобы помнили», которую вел Леонид Филатов. Ушел из жизни прекрасный актер, и перестали помнить.

А ведь название передачи связано с очень важным произведением Р. Рождественского, с его поэмой «Реквием»:

-2

Вспомним всех поимённо,

горем вспомним своим...

Это нужно - не мёртвым!

Это надо - живым!

Фрагмент его «Реквиема» («Помните! Через века, через года, – помните!») уже много лет звучит и в современной России в День Победы. Эти слова мы с замиранием сердца слушаем в минуты молчания, и помним о подвиге наших отцов и дедов.

Надо заметить, что Л. Филатов писал пародии на Р. Рождественского, но это был не пасквиль, не ирония, а точно подмеченные темы творчества поэта-шестидесятника.

В мире нет еще такой

Стройки,

В мире нет еще такой

Плавки,

Чтоб я не посвятил

Строчки,

Чтоб я ей не уделил

Главки…

Язвительно? Нет, привычные для Рождественского ритмы Филатов здесь уловил точно. Поэт начинал как бунтарь, как тот, кто призван возрождать революционный дух после поздне-сталинского классицизма. В то время он, возможно, слишком поверил в оттепель, придумал для себя её идеалы, от которых несколько лет старался не отступать. Рождественский в то время воевал с державностью. На вечерах, которые собирали тысячи людей, несмотря на дефект речи(заикание) он не терялся, был ожидаем и любим. Рождественскому верили.

Феномен взрыва поэзии в период «оттепели» прекрасно объяснил писатель В. Шаламов: «Годами, десятилетиями в журналах печатаются вовсе не стихи, а просто слова, соединенные в строчки, имеющие рифмы и размеры, но не имеющие в себе ни грана поэзии». Нельзя забывать и об уникальном общественном климате ранних 60-х: на диво оптимистическом, благожелательно-коллективистском, полном ожидания постепенного улучшения жизни и исправления «отдельных недостатков». Ни до, ни после такой гармонии в советском обществе уже не наблюдалось. Время открыто любовалось собой: все было новенькое, с иголочки. Наши соотечественники полетели в космос, открывались комсомольские стройки, в городах появлялись новые кварталы.

Видимо, в противовес осторожной негромкости, чиновничьей скромности советской лирики новое время полюбило хлесткую взрывчатую поэтическую фразу. «Шестидесятники» – поколение советской интеллигенции, родившееся между 1920 и 1940 годами, детство и юность которых пришлись на годы сталинизма и Великой Отечественной войны. Для большинства «шестидесятников» секретный доклад Н.С. Хрущёва «О культе личности и его последствиях» на XX съезде КПСС 25 февраля 1956 года стал катарсисом, разрешившим мировоззренческий кризис поколения, а эпоха «оттепели» стала историческим контекстом их творческой деятельности.

Конечно, все, кто пережил войну, понимают ценность каждого мгновения жизни. Роберт Рождественский был из них едва ли не самым большим романтиком и идеалистом. Не боялся простых истин, утверждая в поэзии добро, совесть, любовь, патриотизм. Эта тема ответственности прозвучала в песнях, на стихи Рождественского в эпохальном фильме «Семнадцать мгновений весны».

Когда новое поколение реформаторов стало подвергать ревизии поэтическое творчество шестидесятников, Евгений Евтушенко в 1993 году посвятил Роберту Рождественскому стихотворение:

Кто были мы, шестидесятники?

На гребне вала пенного,

В двадцатом веке как десантники

Из двадцать первого…

Но всё равно мы - легендарные,

Оплёванные, но бессмертные!

Действительно, легендарные, потому что песни на стихи поэтов звучат и теперь, не оставляют нас равнодушными. Многие не знают, кто написал эти песни, чьи стихи трогают наши души. От торжественно-трагических («За того парня», «Песня о далёкой Родине», «Огромное небо»), до почти народных хитов («Свадьба», «Позвони мне, позвони», «Вся жизнь впереди»).

Биография Рождественского — это история жизни целого поколения, поколения смелых и отчаянных. Поэты были всенародно любимы, потому что были честны с собой и читателями. И очень обидно, что многие предали их забвению. Понимал это и Р. Рождественский, вот его откровение:

«…С юности зачитанный до дыр,

Он потом ушел в разряд: «И др…»

Нет, не ушел, для многих современных людей поэзия шестидесятников – это учебник патриотизма и искренней любви к великим свершениям, ведь прав был Р. Рождественский: «для разговора глухонемых нужен свет».

Советую прочитать:

https://mir-gnozis.ru/shestidesyatniki Поэзия «шестидесятников»

Ирина Мурзак

филолог, литературовед, театровед

доцент Департамента СКД и Сценических искусств ИКИ МГПУ