«Последний император» – пожалуй, лучший фильм в творчестве прославленного итальянского режиссера Бернардо Бертолуччи. Он завоевал 9 Оскаров, был тепло принят зрителями и обласкан критиками.
Картина повествует о жизни последнего китайского императора Пу И, который стал заложником своего царственного статуса. Сначала он был номинальным правителем Поднебесной, потом из-за политических пертурбаций был вынужден эмигрировать и проживал на территории японской концессии, а в 1934 году был коронован императором марионеточного государства Маньчжоу-го. Пу И был ставленником японского политического деятеля Масахико Амакасу, который фактически правил за него.
После окончания Второй мировой войны Пу И был захвачен советскими войсками и 5 лет пробыл в плену в СССР. Затем его выдали Китаю, где он провел в тюрьме еще 9 лет. Наконец, Пу И был освобождён Мао Дзэдуном, власть которого он признал. Бывший император лично встречался с ним и впоследствии даже вошел в состав политико-консультативного совета КНР.
Все эти события нашли отражение в фильме Бертолуччи. Режиссёр тщательно изучил китайскую культуру и постарался максимально постичь ее дух. На ведущие роли он пригласил актеров китайского происхождения. Повествование в его картине развивается медленно, плавно, размеренно – как и положено восточной истории. Костюмы, декорации выше всяких похвал, и они в полной мере погружают зрителя в мир азиатского Востока.
Но несмотря на все старания режиссера фильм по сюжету получился типично европейским. Ключевая тема киноленты – судьба человека, который, будучи заложником своего королевского статуса, менял одну несвободу на другую. Можно много рассуждать о степени виновности Пу И в японском вторжении в Китай, но в фильме Бертолуччи он предстаёт несчастной марионеткой в чужих руках. Американские и европейские герои обычно сопротивляются обстоятельствам и бросают вызов судьбе. По концепции же Бертолуччи последний император был обречен на то, чтобы стать пешкой в большой политической игре.
Это все, что мог сделать режиссер для облагораживания своего героя в рамках биографической истории. Фильм явно сочувствует неприглядной судьбе последнего китайского императора, который не был готов к тем испытаниям, которые выпали на его долю. А возможно, ему просто не хватило воли бороться с обстоятельствами, которые сломили и более сильных духом людей.
А вы смотрели этот фильм? Поделитесь своими впечатлениями в комментариях)))
Подписывайтесь на дзен-канал «Мир истории» и канал в Телеграм и не забудьте поставить лайк))