В предыдущей статье мы с вами искали соответствия, цитаты и переклички между скульптурой Родена «Призыв к оружию» и серией офортов Франициско Гойи «Капричос». А теперь посмотрим на фигуру умирающего солдата. При первом знакомстве с работой Роена я сразу вспомнил «Умирающего раба» великого Микеланджело (1475-1564).
Визуально позы фигур почти не схожи, только запрокинутая голова и подкашивающиеся ноги. Но в памяти у меня осталось общее впечатление от теряющего силы тела, уже потерявшего волю к сопротивлению, мы видим лишь процесс умирания, уход медленно тающей жизни.
Но стоило вспомнить имя Микеланджело, как из памяти поднялось другое его произведение – «Пьета». Но только не «Пьета» 1499 года из Собора Святого Петра в Ватикане, а более поздняя «Пьета Бандини» 1547—1555 годов.
С этой работой Микеланджело у солдата Родена гораздо больше общего и в общей композиции, и в деталях. Здесь уже совсем не осталось сил, ноги не держат, руки повисли, а левая рука одинаково неестественно вывернута на обоих скульптурах. Еще больше сходство видно, если скульптуру Микеланджело зеркально отразить.
Но эти скульптурные композиции зеркальны, противоположны по содержанию. Пьета́ (итал. pietà, от лат. pietas — набожность, благочестие) — это образ сострадания, жалости, милосердия и любви. Тело умершего Христа бережно поддерживают, сострадая его крестным мукам, сожалея о его смерти и скорбя о расставании, и по мере возможности, помогая ему достойно пройти последний земной путь до могилы.
А когда мы смотрим на «Призыв к оружию», то видим как крылатое чудовище не только не поддерживает умирающего, но взобравшись на него сверху, давит вниз, но при этом кричит и призывает его встать, оно безжалостно и безразлично к умирающему, оно подчинило его, сделало рабом (помните в первой статье название офорта Гойи «Тебе не уйти») и не дает ему спокойно умереть. Ее крики не оживят солдата они приведут только к смерти.
Еще больший контраст с «Пьетой Ронданини», над которой Микеланджело работал вплоть до своей смерти в 1564 году.
Христос и Богоматерь в этой скульптурной группе слиты воедино. Мария родила сына, она была всю его короткую жизнь рядом с ним, она не покинула его и в часы страданий, и в момент смерти. Безмерна степень горя, боли, но и Любви, которые воплощены в этих двух фигурах. Мать прижимается к мёртвому телу своего Сына, не будучи в силах с ним расстаться. Она не плачет, не кричит от страха и ужаса, не ломает руки. Её скорбь безмолвна. Но мы верим, что смерть Христа — это путь к его Воскресению и к нашей надежде на бессмертие.
Смотрите еще:
Роден «Призыв к оружию» и «Марсельеза» на Триумфальной арке в Париже
Роден «Призыв к оружию» и «Капричос» Гойи
Август и Клеопатра. Два портрета в Лувре
Французский импрессионизм и зима
Сколько коров на картине Гогена
“Шествие армянской общины” и Хуан Миро
Аршил Горки «Дитя идумейской ночи». О чём картина?
«Укрощение коня» в Санкт-Петербурге и Вашингтоне