Найти тему
Солонский Андрей

Роден «Призыв к оружию» и «Пьета» Микеланджело

Роден «Призыв к оружию» после 1906 г.
Роден «Призыв к оружию» после 1906 г.

В предыдущей статье мы с вами искали соответствия, цитаты и переклички между скульптурой Родена «Призыв к оружию» и серией офортов Франициско Гойи «Капричос». А теперь посмотрим на фигуру умирающего солдата. При первом знакомстве с работой Роена я сразу вспомнил «Умирающего раба» великого Микеланджело (1475-1564).

Микеланджело «Умирающий раб» Мрамор. Ок. 1513. Париж, Лувр.
Микеланджело «Умирающий раб» Мрамор. Ок. 1513. Париж, Лувр.

Визуально позы фигур почти не схожи, только запрокинутая голова и подкашивающиеся ноги. Но в памяти у меня осталось общее впечатление от теряющего силы тела, уже потерявшего волю к сопротивлению, мы видим лишь процесс умирания, уход медленно тающей жизни.
Но стоило вспомнить имя Микеланджело, как из памяти поднялось другое его произведение – «Пьета». Но только не «Пьета» 1499 года из Собора Святого Петра в Ватикане, а более поздняя «Пьета Бандини» 1547—1555 годов.

Микеланджело Пьета Бандини»  1547—1555 Мрамор Флоренция, Музей Опера-дель-Дуомо
Микеланджело Пьета Бандини» 1547—1555 Мрамор Флоренция, Музей Опера-дель-Дуомо

С этой работой Микеланджело у солдата Родена гораздо больше общего и в общей композиции, и в деталях. Здесь уже совсем не осталось сил, ноги не держат, руки повисли, а левая рука одинаково неестественно вывернута на обоих скульптурах. Еще больше сходство видно, если скульптуру Микеланджело зеркально отразить.

Роден «Призыв к оружию» и Микеланджело Пьета Бандини»  (зеркальное отображение)
Роден «Призыв к оружию» и Микеланджело Пьета Бандини» (зеркальное отображение)

Но эти скульптурные композиции зеркальны, противоположны по содержанию. Пьета́ (итал. pietà, от лат. pietas — набожность, благочестие) — это образ сострадания, жалости, милосердия и любви. Тело умершего Христа бережно поддерживают, сострадая его крестным мукам, сожалея о его смерти и скорбя о расставании, и по мере возможности, помогая ему достойно пройти последний земной путь до могилы.
А когда мы смотрим на «Призыв к оружию», то видим как крылатое чудовище не только не поддерживает умирающего, но взобравшись на него сверху, давит вниз, но при этом кричит и призывает его встать, оно безжалостно и безразлично к умирающему, оно подчинило его, сделало рабом (помните в первой статье название офорта Гойи «Тебе не уйти») и не дает ему спокойно умереть. Ее крики не оживят солдата они приведут только к смерти.

Микеланджело «Пьета Ронданини» 1552—1564 замок Сфорцеско, Милан
Микеланджело «Пьета Ронданини» 1552—1564 замок Сфорцеско, Милан

Еще больший контраст с «Пьетой Ронданини», над которой Микеланджело работал вплоть до своей смерти в 1564 году.
Христос и Богоматерь в этой скульптурной группе слиты воедино. Мария родила сына, она была всю его короткую жизнь рядом с ним, она не покинула его и в часы страданий, и в момент смерти. Безмерна степень горя, боли, но и Любви, которые воплощены в этих двух фигурах. Мать прижимается к мёртвому телу своего Сына, не будучи в силах с ним расстаться. Она не плачет, не кричит от страха и ужаса, не ломает руки. Её скорбь безмолвна. Но мы верим, что смерть Христа — это путь к его Воскресению и к нашей надежде на бессмертие.


Смотрите еще:
Роден «Призыв к оружию» и «Марсельеза» на Триумфальной арке в Париже
Роден «Призыв к оружию» и «Капричос» Гойи
Август и Клеопатра. Два портрета в Лувре
Французский импрессионизм и зима
Сколько коров на картине Гогена
“Шествие армянской общины” и Хуан Миро
Аршил Горки «Дитя идумейской ночи». О чём картина?
«Укрощение коня» в Санкт-Петербурге и Вашингтоне