Известный американский художник армянского происхождения Аршил Горки считается одним из основателей абстрактного экспрессионизма. Но Горки находился под сильным влиянием сюрреализма и даже дружил с основоположником сюрреализма Андре Бретоном. А Бретон считал Горки одним из великих сюрреалистов и в предисловии каталога к выставке Арчила в галерее Леви писал: «Горки — первый из художников, кому полностью был открыт этот секрет. Он достиг чистой линии. Он соединяет и объединяет бесконечное число физических и умственных структур. Образы Горки — это гибриды, конечный результат, полученный от созерцания натуры, смешанного с преломлением памяти детства и многого другого, результат, спровоцированный интенсивной сосредоточенностью наблюдателя, одаренного исключительным эмоциональным даром»
Образы на его картинах не чистая абстракция, часто в них угадываются какие-то зооморфные и человекоподобные фигуры. А сложные, неоднозначные, часто «туманные» названия картин (такие названия очень любили сюрреалисты) еще больше интригуют зрителя, возбуждая фантазию. В этот раз меня «зацепила» картина Горки, написанная в 1936 году, под названием «Дитя идумейской ночи».
Давайте попытаемся разобраться. В первую очередь с «идумейской ночью».
Идуме́я — историческая область и царство на юге Израильского нагорья. На севере граничит с Иудеей. Со второй половины 2-го тысячелетия до н. э. была населена идумеями (едомитянами), отсюда название страны. Основателем Идумеи считается сын библейского патриарха Исаака Исав, брат Иакова. Название это Библия объясняет тем, что Исав продал Якову право первородства за чечевичную похлебку, имевшую красноватый цвет (Быт., 25, 30—34).» Слово эдом переводится как «красный».
Сразу вспомнилось, что самым известным идумеянином был И́род I Великий (ок. 74—73 гг. до н. э. — 4 до н. э.; по другим данным, 1 до н. э.) —, Царь Иудеи (40−4 гг. до н. э.), основатель идумейской династии Иродиадов. Тот самый Ирод, который приказал убить всех вифлеемских детей в возрасте до двух лет.
Так может картина Арчила Горки об этом? И это жертвы той страшной ночи? Хоть в Библии и не сказано, что за младенцами пришли ночью, но а когда ещё могло произойти столь ужасное злодеяние.
Но капая дальше, быстро выяснилось, что «дитя идумейской ночи» это цитата из написанного в 1865 году стихотворения французского поэта Стефана Малларме (1842-1898) Don du poème (Дар стихотворения):
«Je t'apporte l'enfant d'une nuit d'Idumee –
Noire, a l'aile saignante et pale, deplumee…»
«Я приношу тебе дитя Идумейской ночи,
Черное с окровавленным бледным крылом, лишенным перьев.»
Теперь на картине можно заметить две тонкие птичьи лапки, на которых еле держится существо, а там вверху возможно три последних пера, а вон возможно виднеется черная голова птицы, и возможно это красная рана зияет на крыле? Возможно. А быть может и нет.
Розина Нежинская — профессор Иллинойского университета, в своей книге "Саломея. Образ роковой женщины, которой не было" так поясняет это место у французского поэта: «В этой строке Малларме, называя дитя «плодом ночи Идумеи», отсылает к Каббале, где Идумеей называется Эдом – страна ужасного Исава, правившего преадамитами. См.: Follie W. Mallarmé. Chicago: University of Chicago Press, 1953. ... Сора пишет, что правители Эдома были бесполы и размножались без участия женщин. Так же и поэт рождает свое стихотворение в одиночку. Ребенок в этом стихотворении, таким образом, есть создание одного человека – поэта. В момент рождения ребенок уродлив и в крови, Малларме описывает его как окровавленную птицу: «Вся черная, с крылом линялым, багровея <…>» (Mallarmé S. Collected Poems and Other Verse. P. 27) [Малларме С. Дар поэмы. С. 448»
Но есть еще одна версия, или дополнительный аспект к предыдущей версии.
«Цари Едомские»— в каббале символическое название первозданных миров, которые предшествовали нашему миру, но погибли, уничтоженные буйством неуравновешенных сил. Как пишет Израиль Регарди, "Идумеи были потомками Исава, продавшего свое первородство. Поэтому цари Едомские стали символом беззаконных и хаотичных сил".
Творческие силы, которые овладевают художником неуравновешенны и хаотичны и выйдя из под контроля могут уничтожить не только произведенное дитя, но и самого художника. И не такое ли искалеченное «дитя» мы видим на картине Аршила Горки?
А может это автопортрет художника?
Еще о живописи:
“Шествие армянской общины” и Хуан Миро
Переворот живописи. Не «Мадонна с ирисом» Дюрера, а красная роза
Какой вкус у легенды мировой живописи?
Сколько коров на картине Гогена
Август и Клеопатра. Два портрета в Лувре
Cristiano Mangovo – гениальный художник из Анголы
«Укрощение коня» в Санкт-Петербурге и Вашингтоне