Найти тему
Солонский Андрей

«Укрощение коня» в Санкт-Петербурге и Вашингтоне

«Человек, контролирующий торговлю». 1942. Вашингтон
«Человек, контролирующий торговлю». 1942. Вашингтон

Узнаете конячку? Да, вы правы, очень похоже на коня с Аничкова моста в Санкт-Петербурге. Только вот кто же его так раскормил? «Так ведь с барышей-то можно.»
Скульптура стоит перед Федеральной торговой комиссией США в Вашингтоне. (англ.
Federal Trade Commission, FTC)

«Человек, контролирующий торговлю». 1942. Вашингтон (слева) «Укрощение коня человеком» 1838-1851 Санкт-Петербург.
«Человек, контролирующий торговлю». 1942. Вашингтон (слева) «Укрощение коня человеком» 1838-1851 Санкт-Петербург.

Вспомним историю коней на Аничковом мосту. Отливка первой группы «Конь с идущим юношей» состоялась в 1838 году. Вторую группу «Юноша, берущий коня под уздцы» Пётр Ка́рлович Клодт создал в 1841 году. Копии двух первых коней Николай I подарил королю обеих Сицилий Фердинанду II, и в апреле 1846 года они были отправлены в Неаполь. Только в 1851 году мост был окончательно «укомплектован». Клодт создал две новых композиции, в результате скульптурные группы стали изображать четыре стадии покорения дикого коня.

«Человек, контролирующий торговлю». 1942. Вашингтон
«Человек, контролирующий торговлю». 1942. Вашингтон

А теперь история появления американских коней. В 1937 году президент Франклин Делано Рузвельт заложил краеугольный камень здания Федеральной торговой комиссии с помощью серебряного шпателя, которым Джордж Вашингтон заложил краеугольный камень Капитолия США в 1793 году.
Архитектор
Эдвард Х. Беннет спроектировал здание, как и многие правительственные здания США в то время, в классическом стиле. Открылось здание FTC 21 апреля 1938 года.

Еще в 1937 году, находящаяся в ведении «Отдела закупок Министерство финансов США», «Секция живописи и скульптуры» объявила открытый конкурс, в котором приняли участие более 500 моделей от 234 скульпторов. Победу одержал американский скульптор Майкл Ланц (1908 - 1988) Считается, что скульптуры выполнены в стиле Арт-деко.
Две аллегорические скульптурные группы называются «
Человек, контролирующий торговлю». Сильное государство в образе мускулистого мужчины держит напряженного жеребца, символизирующего собой размах торговли.

А установлены американские коняки были только в 1942 году, через 4 года после открытия здания, и практически через 100 лет после того, как Пётр Ка́рлович Клодт создал знаменитых коней для Аничкова моста в Санкт-Петербурге.
Интересно, но в 1942 году Вашингтонские «родственники» как бы заменили на посту коней Ленинграда. В октябре 1941 году после начала блокады скульптуры моста было решено закопать в саду Аничкова дворца, Однако в промёрзшую землю в декабре удалось опустить лишь одну группу. Остальные скульптуры были зарыты в мае 1942 года. А возвращены скульптуры на свои места были только в 1945 году в течение одной ночи с 1 на 2 июня.

Вторая американская композиция похожа на вот эту питерскую. (Чтобы облегчить сравнение и больше «проявить» схожесть фото пришлось «отзеркалить»)

Клодт П.К. «Укрощение коня человеком» 1838-1851 Санкт-Петербург. (изображение отзеркалено)
Клодт П.К. «Укрощение коня человеком» 1838-1851 Санкт-Петербург. (изображение отзеркалено)

Как американский скульптор Майкл Ланц явно помнил коней Аничкова моста, при работе над своими знаменитыми конями Клодт за образец взял «Коней Марли».

Кони Марлѝ (фр. Chevaux de Marly) — произведение французского скульптора Гийома Кусту Старшего. Две симметричные (парные) скульптурные группы, созданные в 1743—1745 годах. Изображают вставших на дыбы коней, укрощаемых возницами. Это произведение было заказано французским королём Людовиком XV, пожелавшим восстановить скульптурный ансамбль парка и замка Марли (Château de Marly).

Гийом Кусту Старший «Конь Марли» 1743-1745 гг. Лувр.
Гийом Кусту Старший «Конь Марли» 1743-1745 гг. Лувр.

В настоящее время обе скульптурные группы находятся в Лувре. Копии установлены на Площади Согласия у начала Елисейских полей).
Кони работы Кусту, в свою очередь, восходят к античным оригиналам: изображениям Диоскуров на Капитолии и на Квиринальской площади в Риме.
А мы ведь помним, что копии коней Клодта стоят в Неаполе, и значит они вернулись в Италию, на родину своих древних «прародителей.» ))

Смотрите ещё:
Август и Клеопатра. Два портрета в Лувре
Роден «Призыв к оружию» и «Капричос» Гойи
Роден «Призыв к оружию» и «Пьета» Микеланджело
Роден «Призыв к оружию» и «Марсельеза» на Триумфальной арке в Париже
“Шествие армянской общины” и Хуан Миро