В филиале Лувра в Абу-Даби я увидел скульптуру Огюста Родена «Призыв к оружию». Как и большинство работ скульптора «Призыв» вызывает сильные и противоречивые эмоции у зрителей. Вот только я совсем не согласен с традиционной трактовкой этого образа. Мне кажется Роден хотел сказать совсем другое.
Известно, что в 1879 году Роден создал эту фигурную композицию для в конкурса на лучший памятник солдатам, погибшим в франко-прусской войне 1870–1871 годов. Но жюри конкурса работа не понравилась и она не вошла даже в предварительный премиальный список. Намного позже, скульптура была отлита из бронзы и установлена в Вердене. При этом надо заметить, что Верден это символ другой войны. Верденское сражение - одно из крупнейших и самых кровопролитных сражений Первой мировой войны.
С тех пор считается, что Роден изваял крылатую богиню Победы, которая возвышается над умирающим солдатом и призывает его поднять меч и продолжить борьбу.
Когда я первый раз увидел «Призыв к оружию» вживую, то сразу вспомнил самый знаменитый офорт Франициско Гойи (1746-1828) «Сон разума рождает чудовищ» из серии «Капричос» (закончена к 1799)
И когда вернулся домой и внимательно посмотрел всю серию «Капричос», убедился как похожи эти образы. Руки на скульптуре точно повторяют контур крыльев светлой совы, а крылья на скульптуре перекликаются с крыльями черных сов. И даже ухо совы повторяется макушкой колпака на скульптуре.
Но у Гойи крылатые чудища появляются и в других офортах серии. Вот листы «Неужели никто нас не развяжет» и «Тебе не уйти». Запомните эти характерные названия, они важны и позже мы к ним вернемся.
Есть в серии «Капричос» и женские образы с поднятыми руками. Вот три примера. Всё это ведьмы, демоны, бесы, одним словом нечистая сила. И все они, также как и крылатые демоны, возвышаются над другими персонажами, оседлав их, сидят у них на плечах. Они держат людей в цепких лапах страшного сна, морока, от которого так трудно избавиться.
Давайте сравним богиню Победы у Родена с офортом Гойи «Счастливого пути». Тот же контур крыльев, но еще и одинаковые безумные глаза, курносый нос и открытый в крике рот. И даже контур крыла вверху похож на морду самого верхнего беса. Думаете совпадение?
А теперь давайте посмотрим только ли с крылатой богине Победой можно связать женский образ Родена? Обратите внимание на головной убор. Думается, что Роден изобразил Марианну.
Мариа́нна (фр. Marianne) — символ Французской республики, а также прозвище Франции с 1792 года (времён Великой Французской революции). Изображается молодой женщиной во фригийском колпаке. Она является олицетворением национального девиза Франции «Свобода, равенство, братство». Такой же колпак на Марианне можно увидеть на знаменитой картине Эжена Делакруа «Свобода, ведущая народ» (1830, Лувр). Обратите внимание что Марианна на картине как и на скульптуре с обнаженной грудью, и рука у нее поднята вверх, а в виде крыльев у нее за спиной развивается знамя.
А еще Роден явно отсылает зрителя к «Марсельезе» на Триумфальной арке в Париже
Но для лучшего понимания задумки Родена, надо выяснить с кем перекликается образ «умирающего солдата». Но об этом в следующей статье: Роден «Призыв к оружию» и «Пьета» Микеланджело
Еще о живописи, скульптуре и Лувре:
Лувр в Абу-Даби. Архитектурный шедевр
Французский импрессионизм и зима
Сколько коров на картине Гогена
“Шествие армянской общины” и Хуан Миро
Аршил Горки «Дитя идумейской ночи». О чём картина?
Август и Клеопатра. Два портрета в Лувре
«Укрощение коня» в Санкт-Петербурге и Вашингтоне