Найти тему
Птица города

Алёна Урсаева: семейный гончарный бизнес, энергия порыва и будущий кедровый парк.

Алёна: Привет! Я Алёна Андреевна, потому что в последнее время, всё меня чаще называют по отчеству (смеется). Я сооснователь гончарной школы "Колокол" в Челябинске, так же я ассистент руководителя Витольдглина и основатель бренда керамики Ursaeva store.

Люцина: Как ты докатилась до такой чудесной жизни? Можешь, поэтапно. Начиная с "Колокола", раз он появился первым.

Алёна: До чудесной жизни такой я докатилась давно. Еще в юные годы, их так называю, когда мне было лет 29, я захотела создать собственный бизнес. Для меня было важно, чтобы он стал чем-то про полезное, совершенно прекрасное, творческое. Хотелось сделать такое место, куда люди будут приходить и чувствовать себя, как дома. Спокойно, душевно, без пафоса. И так зародилась идея какого-то бизнеса, но было непонятно, что делать.

Случайно, как через магический шар, жизнь начала закручиваться под запрос.

Я увидела, что Воронежские ребята продают франшизу. Обсудила вопрос с мужем, он сначала не оценил идею. Пошла еще к кому-то, реакция была примерно такая: ты что? гончарка? зачем? Когда уже начала разговор с Алексеем (брат мужа), ему идея сразу понравилась.

И мы поехали в Воронеж, там отучились, вернулись в Челябинск. Запустили процесс.

Люцина: А что тебя зацепило именно в гончарной истории?

Алёна: Это такая странная история. Я занималась гончаркой в детстве. Когда увидела, как глина крутится на круге, сразу подумала: классно, хочу этим заниматься. Но я даже не пробовала. Могло не получится, но почему-то решила, что это моё. Почувствовала. Не было вопросов.

Люцина: А другие твои виды деятельности, как ты к ним пришла?

Алёна: Бренд керамики вылился сам собой. Я гончарила в Колоколе, потом решила, что выросла из того, что делает школа и мастер-классы, захотела преобразовать своё творчество во что-то еще. Так появился бренд. Он небольшой, но душевный. Я все там делаю сама. Это тоже все неспроста. Хочется, чтобы мою энергию чувствовали люди. Обожаю, когда они покупают мою посуду.

Люцина: Твоя история еще интересна мне тем, что вы работаете по франшизе. Часть аудитории “Птиц” — это те, кто уже делает что-то сам, планирует или пока просто хочет. Вы сейчас разрываете шаблон, что следует сразу придумать свое, иначе ты как-будто несостоявшийся бизнесмен. А ведь можно выбрать классную франшизу. Но это в какой-то степени сложнее. Вложения сразу большие. Расскажи, были ли у тебя какие-то страхи, связанные с этим?

Алёна: Вообще не было страхов. Может, потому что мы не осознавали, что берём что-то такое большое. Мы выбрали франшизу, потому что объективно понимали, что не бум-бум в бизнесе. Мы никогда ничего не продавали, не работали на себя. Всегда было руководство и план продаж. А тут. Было большое доверие к тем, кто продает франшизу. Алина и Ярослав очень классные ребята, очень душевные. И мы подумали: дело есть, инструкция есть, ты просто берешь и делаешь.

-2

Люцина: Гончарное искусство не самое очевидное для привоза в Челябинск. Это что-то на тонкого. Не было переживаний, связанных с этим?

Алёна: У нас как-то естественно все произошло. Мы подумали, что в городе такого нет в масштабе, надо сделать.

Были маленькие гончарки, но этого мало, город большой.

И, знаешь, на тот момент, в конце 2018 года, казалось, что это нужно городу. Мы начали постепенно входить в творческую среду и как-будто именно этого не хватало. Поэтому, была внутренняя уверенность, что будет классно!

Сделали крутую школу, взяли 200 квадратов.

Все, кто помогали нам делать ремонт, электрики и строители, все говорили: это что гончарка? нормальные вообще? вы закроетесь через полгода. Мы отвечали: нет, у нас план))

Слабоумие и отвага.

Люцина: Вам уже 5 лет в этом году?

Алёна: Школе конкретно 4 года, часть времени мы обучились.

Люцина: Можешь тогда, исходя из опыта, сказать, что вам тогда помогло? Какие-то фишки и детали.

Алёна: Мы продвигались изначально с помощью сарафанного радио, звали блогеров маленьких на девичники, на мастер-классы и так, постепенно, все больше и больше людей узнавали про Колокол.

Сейчас у нас полная посадка на мастер-классах.

И ещё, мне кажется, нам помогло, что мы изначально всё делали сами. Мы сами делали ремонт. Я человек немного наивный и мне кажется, что вся энергия считывается. Мы штукатурили стены, мы собирали мебель, сами работали, администрировали, сами вели мастер-классы.

Когда ты горишь своим делом и рассказываешь об этом, люди чувствуют. Постепенно всё пошло.

Люцина: Ты упускаешь, что вы изначально всё очень хорошо делали. Я у вас была на старте. Это не только классный продукт, реклама и прочие.

Алёна: Да, если ты берешься делать, то ты делаешь хорошо, я не умею по-другому. Даже сейчас, если остается кто-то недовольный, то я звоню, разбираюсь. Почему не понравилось, что мы можем сделать, чтобы исправить ситуацию. Люди отвечают.

Кстати, из недовольных отзывов приходит еще больше понимания, что надо улучшить. Поэтому мы даже любим тех, кому у нас не нравится.

Люцина: Сколько вас сейчас в команде?

Алёна: Десять человек. Администраторы, преподаватели, менеджеры, мастера, глазировщица, завхоз.

Люцина: Ты создаешь интересные рабочие места в городе, где их объективно не так много.

Алёна: Это очень важно для меня. К тому же, у нас на команде держится всё. Сейчас, убери какое-то звено и мы посыпались. Мне надо будет работать самой и потом заново обучать человека. Поэтому мы их называем приемными детьми.

Изначально у нас команда складывалась из родственников. Это еще мечта детства: создать дом, где будут собираться все родственники. Бабушки и дедушки в дело не вошли, но прижились братья, жены братьев. И постепенно наслаивались еще люди. Хотелось дать им тепло, как ты даешь в семье.

Я за них даже больше переживаю иногда. Чтобы они приходили на работу с удовольствием. За это всегда топлю. Интересуюсь: как дела, чтобы хотелось улучшить на работе?

Кто-то садится на шею, и мы не срабатываемся. А есть те, кто понимает, насколько это круто, когда к тебе так относятся, когда все на равных. У нас нет такого, что кто-то приходит и задевает короной дверь. А кто-то сидит и трепещет. В "Колоколе" очень-очень хорошо. Мы часто устраиваем корпоративы, делимся всякими жизненными историями.

Мне очень важно было создать классное рабочие место. У нас практически все официально устроены.

Люцина: Это одна из твоих ценностей в работе, а что еще в этом списке про "Колокол"?

Алёна: Прежде всего, создать комфорт. Сотруднику, гостю школы. Чтобы человек провел время с пользой, чему-то научился.

Может, он пройдет у нас курс и изменит направление всей жизни.

Мы с Алексеем не похожи на предпринимателей в каком-то общем понятии. И это еще раз показывает, что обычная девочка и обычный мальчик могут сделать что-то важное, куда ты приходишь потом, приносишь свои деньги, свое время. Значит, и у тебя все может получиться.

"Колокол" – это большое безопасное пространство в первую очередь для меня. Я очень тревожный человек. И делала в нашем пространстве все, чтобы мне было спокойно. Поэтому все считывают эту мягкую и расслабленную обстановку.

Я всегда говорю во время мастер-классов: забудьте обо всем, не думайте о результате и наслаждайтесь процессом. Будьте в моменте, уйдите от мирского в глину. И этот момент обретёт еще большую ценность.

-3

Люцина: Ты создаешь пространство, которое помогает людям отключится от всего. У тебя есть свой бренд, где ты буквально руками создаешь продукт. Что он для тебя?

Алёна: Мой бренд уже больше про личную ценность меня. "Колокол" – ценность для общества, потому что мы делаем пространство в котором классно людям, а в своём бренде я делаю так, как классно мне.

Процесс такой, что я вдохновилась, сделала кружку, привнесла туда энергию. И тот, кто купил ее, тоже это чувствуют. Изделия, созданные моими руками – это про распространение конкретно моей энергии в массы.

Люцина: Твой творческий полет, как тебе на душе захочется.

Алёна: Да, его давно можно было расширить. У нас куча мастеров, которые делают посуду! Они, может, делают её лучше, чем я. И мы могли бы делать её много, рекламироваться, но это сейчас про моё личное. Возможно, потом все изменится. Пока так.

Люцина: А ты можешь сказать, что тебе проще делать Ursaeva store более творческим, потому что есть какая-то опора в виде структурированного дела.

Алёна: Точно, потому что это дает мне более расслабленное состояние. Пока не наладилась работа в Колоколе, у меня не было времени заниматься керамикой. Делала что-то по чуть-чуть, но не было сил на полноценные коллекции.

-4

Люцина: Я хочу это всё вывести в какую-то рекомендацию. Для тех, кто хочет делать что-то творческое-летящее, что стоит позаботиться о базе. Тогда ты не будешь душить творчество.

Алёна: Когда ты начинаешь делать что-то творческое, но делаешь это основной работой, то у тебя появляется “надо”, уходит энергия порыва. Ты не можешь делать просто по вдохновению. Когда увидел что-то и хочешь перевести эту энергию в глину. Если ты этим только зарабатываешь, то тебе надо сделать 25 кружек и ты сидишь весь день за ними, хочешь-не хочешь.

Люцина: У меня здесь красной линией идет история про Челябинск. Про людей, которые хотят делать что-то здесь. Расскажи, как ты почувствовала себя в нашем городе комфортно в работе и творчестве.

Алёна: На самом деле, раньше, у меня всегда было желание переехать. Я как приехала в Челябинск из Вишневогорска, так мечтала переехать.

Именно в момент открытия "Колокола", я подумала, что было бы классно сделать что-то здесь. В городе такого не было, а теперь есть — это классно.

Был как-то момент перенапряжения, хотелось все бросить и уехать. Думала постоянно, что не хочу здесь находиться, это ужасный серый город, с этим видимым воздухом. Но не складывалось.

В прошлом году поняла, что мне хочется быть на Урале. Я успокоилась. Почувствовала и поняла, что хочу творить для тех, кто остался. Делать это еще круче.

Люцина: А ты проследила, как ты пришла к этой мысли?

Алёна: Нет, у меня все как-то приходит само, я это не особо контролирую. Хотела гончарку открыть – открыла. Захотела бренд – сделала. И тут тоже. Не хочу никуда ехать, мне здесь классно, комфортно, я люблю людей, которые здесь, они какие-то близкие. Почувствовала так.

Люцина: Это тоже про слушать себя. Дает ли тебе сейчас твое спокойствие силы? Мысли о переезде много энергии забирают.

Алёна: Да, конечно! Раньше я постоянно высчитывала стоимость жилья, сколько нужно денег, как решить вопрос со школой у детей. Это колоссальное количество энергии.

Мое решение жить и творить здесь дало огромный ресурс. И я говорю не только про работу. Появилось время и желание заниматься собой.

Я жила не в настоящем, всегда мысли о будущем. А сейчас все так просто и хорошо.

Люцина: Знаю, что для многих это сложно. Ты будто сидишь на двух стульях. А когда освобождаешься от этой мыслемешалки, начинаешь действовать в текущих обстоятельствах жизни, сразу так много энергии.

Алёна: И такой думаешь, а что так можно было? Можно было раньше так жить?

-5

Люцина: Если бы к тебе пришел за советом добрый друг, который хочет пойти в бизнес, в творчество, что ты ему скажешь?

Алёна: Не бояться.

Меня часто спрашивают, как вы такие смелые, взяли полтора миллиона в кредит и открыли гончарку? Я отвечаю: а когда? У нас что, есть вторая жизнь? Если я сейчас этого не сделаю, то когда сделаю? Или буду всю жизнь сожалеть, что не сделала?

Лучше попробовать. Обязательно всё посчитать. Мы взяли деньги не бездумно. Посчитали, что на двоих будет такая-то сумма выплат. Нормально. Терпимо. И поехали.

Порекомендовала бы, обязательно продумать идею. Выбрать сферу, чтобы душа горела от желания делать. Не делать бизнес ради бизнеса. Следовать за идеей.

Когда ты реализуешь идею, то все деньги придут.

Люцина: У человека, который решил, что строит здесь, какие есть хотелки по этому поводу? На любом уровне. Цветочек посадить или дом построить. Такая информация может вдохновить кого-то на подумать.

Алёна: Я хочу парк.

У меня такая идея: купить пару участков земли в частном секторе. Это много денег, но не важно. Все там снести, засадить деревьями. Кедр хочу. Не знаю, как они там приживутся, но у меня у бабушки в огороде растет кедр. Обожаю его.

Сделать место для общественных прогулок. Очень аутентичное. С дорожками, с минималистичным ландшафтным дизайном. Где-то в середине города.

Люцина: Вау, чудесная идея! Представим тебя амбассадором города, и тебе надо сфокусировать внимание людей на хорошем, о чем бы ты сказала?

Алёна: О том, что у нас довольно много зелени, у нас люди классные, у нас набережная красивая появилась, у нас очень круто уживается заводская и центральная часть. Такой контраст. Как это получается? Не знаю, но интересно.

Я люблю здесь гулять у воды. Гулять пешком по старому центру.

Люцина: Я сейчас поняла, что у вас же можно отучиться полным циклом на гончарное дело. А есть те, кто отучился и открыл из этого свое?

Алёна: Есть те, кто отучился и открыл маленькую студию. Меня это радует.

Люцина: Это очень круто. "Колокол" пускает такие маленькие веточки. Дерево разрастается.

Алёна: Кто-то после обучения для всей семьи посуду делает. Кто-то начинает делать именно под заказ. У человека формируется хобби и дополнительный заработок.

Люцина: Звучит, уже как социальная миссия. Представь, это может стать любимым делом жизни.

Алёна: А кто-то просто приятно проводит время. Это тоже прекрасно. У нас есть одна девочка, которая прошла три курса и сейчас еще собирается на четвертый.

На каждом курсе свое коммьюнити образовывается, приятный круг общения.

-6

Люцина: Есть ли планы, которыми ты могла бы поделиться? Может, новые мастер-классы или что-то такое.

Алёна: Новые мастер-классы у нас постоянно проходят. Сейчас мы взяли курс на детский лагерь. Раздумываем. Это, конечно, страшно. Но хочется.

Еще мы думаем провести какое-то выездное мероприятие на роспись. Посуду же можно не только делать, а еще готовую расписывать. Будет очень приятная атмосфера.

Люцина: Во всем этом, ты не сталкивалась с любимым нашим синдромом самозванца? У многих на первых этапах становления дела, огромный страх продавать.

Алёна: Я сначала ооочень боялась продавать. Когда ходила на маркеты от Колокола, то даже стеснялась сказать, что это моя школа.

Переход случился плавный. Было страшно-страшно, не комфортно-не комфортно, а потом раз и все ок.

Сейчас понимаю, чего такого может случиться? Не понравится кому и не понравится.

У меня со временем появились постоянные покупатели. Это очень вдохновляет.

Главное, начать. Чуть-чуть перебороть себя и дальше пойдет.

Я недавно приехала в Магнитогорск на маркет. Одна пара сказала, что пришли только ради меня. Они брали кружки в прошлый раз и захотели еще. Я была в таком восторге!

Люцина: Настало время развенчать убеждение, что делать в Челябинске что-то творческое не получится.

Алёна: Ребят, у меня гончарная школа. У меня бизнес, которому пророчили закрыться через пару месяцев. Он работает 4 года. И только развивается. Это вообще не очевидная потребность людей. Это даже не кофе попить, это не пороженку съесть, это прийти и полепить.

И он цветет, процветает, развивается.

Я создаю керамику, дорогую керамику. Можно пойти в масс-маркете купить кружку, но люди приходят ко мне. Им это нужно.

Значит, кому-то это надо.

Благодаря таким людям меняется мир. По-другому его не изменить. Ты начинаешь с себя и потихоньку меняешь все. На своем пути. Смелее! Делать.

-7