Найти в Дзене
Клуб «Советские фильмы»

Фильм, где пробивная женщина добилась всего. Но не любви

«Жизнь наша стала благополучной, устроенной, богатой впечатлениями, материально разнообразной. Она искушает соблазнами комфорта, зрелищами, парадом мод, чудесами бытовой техники, цивилизацией досуга и потребления…»,

— не кажется ли вам, что эти слова из журнала «Советский экран» вполне применимы к сегодняшнему дню? Между тем, написаны они были без малого сорок лет назад, о начале восьмидесятых. Правда, и те благополучные времена было чего желать дополнительно, и как раз женщина, которая знает, чего хочет, и знает, как этого добиться, стала героиней фильма патриарха советского кино Юлия Райзмана «Время желаний» (1984).

Кадр из фильма «Время желаний»
Кадр из фильма «Время желаний»

Клуб «Советские фильмы» в Telegram

Сценарий написал Анатолий Гребнев, тоже настоящий мастер, востребованный сценарист, на счету которого к тому моменту было уже два десятка работ в кино.

Райзман взялся за съёмки накануне 80-летия и снял ленту за три месяца. Для режиссёра это была уже 22-ая картина,

и, увы, она же стала последней. Но «Время желаний» стала твёрдой, выразительной точкой в творчестве Райзмана, который с годами не утерял ни цепкости режиссёрского взгляда ни умения проникнуть в душу актёра, ни убеждённости в том, что работу нужно делать максимально честно и ответственно.

Фото со съёмок. Сценарист Анатолий Гребнев Юлий Райзман
Фото со съёмок. Сценарист Анатолий Гребнев Юлий Райзман

Кстати, название фильма худсовет долго не утверждал. Причина была весьма банальной: пару лет назад вышла мелодрама «Предел желаний» (1982), а параллельно с Райзманом режиссёр Игорь Таланкин экранизировал прозу Юрию Нагибина, и его фильм получил название «Время отдыха с субботы до понедельника». И были опасения, что у зрителей все эти названия перемешаются. К тому же в ленте Таланкина одну из ролей играл Владислав Стржельчик, он же снимался и у Райзмана во «Времени желаний». Но Райзман наотрез отказывался менять название и настоял, чтобы его сохранили.

Битва шла и за главных исполнителей, правда, тут режиссёр боролся уже сам с собой, а не с чиновниками. Юлий Райзман рассказывал, что актёров он находит отбором, изначально не имея в голове кандидатов на роли. Некоторые режиссёры и сценаристы ещё на этапе написания видят в в образах определённых актёров или даже прописывают образы специально под них, но

Райзман придерживался иного подхода: он искал среди претендентов тех, кто максимально впишется в образ.

Главными героями фильма стали Светлана Васильевна, деловая женщина, перепробовавшая в жизни массу занятий, а сейчас работающая косметологом. У Светланы есть масса полезных связей, для неё не существует проблем, которые нельзя решить. За исключением одной: на подходе к сорокалетию она всё ещё не создала семьи.

Кадр из фильма. Татьяна Егорова в роли подруги Милы
Кадр из фильма. Татьяна Егорова в роли подруги Милы

Подруги знакомят её то с одним потенциальным женихом (конечно, с положением и перспективами, другой Светлане не подойдёт), то с другим. В итоге женщина выбирает чиновника министерства Владимира Дмитриевича, вдовца, который заметно старше неё, очень приятного и заботливого человека, хотя и немного безынициативного и неамбициозного. Энергичная Светлана Васильевна по-прежнему решает все вопросы, теперь уже в семье.

Но живёт ли в огромной, прекрасно обустроенной квартире молодожёнов настоящее счастье, — большой вопрос.
Кадр из фильма. Вера Алентова и Анатолий Папанов
Кадр из фильма. Вера Алентова и Анатолий Папанов

На роль Светланы Васильевны попровались Светлана Тома и Алла Демидова, но получила её Вера Алентова. И, бесспорно, тут нельзя не провести параллели с оскароносной картиной Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» (1980), где

Алентова тоже сыграла самостоятельную взрослую женщину, собственными руками построившую свою жизнь, но не нашедшую личного счастья. Но Светлана Васильевна — всё же персонаж более многогранный, неоднозначный, некоторые её поступки сомнительны.
Фото со съёмок. Юлий Райзман и Вера Алентова
Фото со съёмок. Юлий Райзман и Вера Алентова

И если Катерина Тихомирова — героиня явно положительная, то со Светланой всё гораздо сложнее. Но надо отдать должное Анатолию Гребневу и Юлию Райзману: они не облили Светлану чёрной краской, не сделали её злодейкой, напротив, представили её так, что у зрителей появился серьёзный повод поразмышлять.

Роль Владимира Дмитриевича режиссёр отдал Георгию Жжёнову и начал репетировать. Жжёнов, к слову, обошёл таких конкурентов как Юрий Яковлев, Армен Джигарханян и Владислав Стржельчик, которые тоже пробовались на роль Владимира Дмитриевича.

Но почти сразу Райзману стало очевидно, что Георгий Жжёнов не сможет сыграть мужчину, способного подчиняться женщине.
Кадр из фильма. Анатолий Папанов
Кадр из фильма. Анатолий Папанов

Мягкотелость и податливость неестественно выглядели в исполнении актёра, из него видимо прорывалась харизматичность и мужественность. Поэтому и пришлось искать альтернативу. Финальный выбор Юлия Райзмана изначально показался многим странным, но оказалось, что это был выбор предельно меткий.

Фото со съёмок. Юлий Райзман и Анатолий Папанов
Фото со съёмок. Юлий Райзман и Анатолий Папанов
«Анатолий Папанов — актёр настолько популярный и о такой степени известный публике во всех своих коронных ипостасях, что ждать от него каких-то совершенно новых красок, неслыханных ещё интонаций вроде бы и нерасчтёливо — в конце концов самые счастливые возможности таланта беспредельны. Тем не менее такого Папанова, как в новой картине Ю. Райзмана, зритель ещё не видел. <...> В сочетании с характерной внешность А. Папанова с его узнаваемым бытовым типажом такая сдержанная стеснительная лиричность производит впечатление редкого душевного благородства»,

такую характеристику дал актёру и роли журнал «Советский экран».

Кадр из фильма. Анатолий Папанов
Кадр из фильма. Анатолий Папанов

Владислав Стржельчик в фильме Райзмана остался. Он сыграл проигравшего претендента на руку и сердце Светланы, композитора-пианиста Николая Николаевича. В других ролях Татьяна Егорова (подруга Светланы), Владимир Антоник (сын Владимира Дмитриевича),

Кадр из филма. Владимир Антоник
Кадр из филма. Владимир Антоник

Борис Иванов (давний его товарищ),

Кадр из фильма. Борис Иванов
Кадр из фильма. Борис Иванов

Эдуард Изотов (ученик Владимира Дмитриевича, ставший его же начальником).

Кадр из фильма. Эдуард Изотов
Кадр из фильма. Эдуард Изотов

Премьера фильма состоялась в 1984 году. Юлий Райзман уже отпраздновал 80-летие, но, несмотря на возраст, замышлял новую ленту, но, как говорят, так и не смог найти сценарий, который его заинтересовал бы.

Фото со съёмок. Юлий Райзман
Фото со съёмок. Юлий Райзман

Однако коллеги не оставляли надежды вновь увидеть Райзмана в режиссёрском кресле и вдохновлялись его энергичностью. После «Времени желаний» Анатолий Папанов написал:

«Пример Райзмана даёт новые силы. Когда стукнуло 60, я сказал себе: всё, ты своё отыграл. А теперь каждый день вижу: Юлий Яковлевич — с таким зарядом! Ну, думаю, Заяц, погоди — ещё побегаем!».

Когда очень давно, в молодые годы, я, посмотрев «Время желаний», буквально возненавидела Светлану Васильевну (а заодно и Веру Алентову немного). Но сейчас, пересмотрев фильм уже сильно взрослым человеком, увидела её совсем с иной стороны. И определённо это не отрицательная героиня. А что вы думаете?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

-13

В новых выпусках:

Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:

Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста:

Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста: