Драма «Костёр в белой ночи» (1984) затронула тему катастрофических лесных пожаров задолго до российского блокбастера «Огонь» (2020). Да и
показан пожар был не менее эффектно, хотя никакой компьютерной графики в восьмидесятые ещё не было.
А в основу сюжета были положены реальные события, случившиеся в начале семидесятых.
Клуб «Советские фильмы» в Telegram
История фильма началась со знакомства режиссёра Бориса Бунеева с романом писателя Юрия Сбитнева «Пожар».
Автор описал в нём события 1971 года, когда колоссальный лесной пожар чуть не уничтожил посёлок в Иркутской области.
Юрий Сбитнев много времени провёл в Сибири, именно этот регион фигурирует в большинстве его произведений. ЧП 1971 года он описал так ярко и выразительно, что Борис Бунеев, прочитав роман, решил перенести его на экран.
Картин такого рода в советском кино ещё не было, пожаров такого масштаба на экране никто не показывал.
Борис Бунеев захотел создать ленту захватывающую, напряжённую, эффектную и начал готовиться к съёмкам.
Первым делом он отправился в Иркутскую область, в те самые места, которые описал Юрий Сбитнев. Режиссёр ясно понял, что для красоты кадра ему нужен пожар не бутафорский, а настоящий, грозный, пугающий, это должна была быть стихия, которую мало что может остановить. Но, конечно, специально для съёмок жечь лес ему никто не разрешил бы ни при каких условиях. И тогда ему пришла в голову идея: вокруг пепелища, оставшегося после реального пожара, сохранились небольшие перелески и рощицы. Их он и выбрал в качестве «малых жертв» и попросил разрешения использовать для съёмок их. Такой вариант местные чиновники одобрили.
Кинематографическая экспедиция отправилась почти к Полярному кругу, в посёлок Ербогачён, тот самый, который устоял перед натиском огня в 1971 году.
Добраться туда можно было только на вертолёте, но Борис Бунеев сумел организовать доставку киногруппы. На главные роли он взял актёров уже известных: Вадима Андреева и Владимира Антоника.
Вадиму Андрееву досталась роль малоприятного мастера геологоразведочный экспедиции Елфимова, который ради перевыполнения плана и премии идёт на нарушение техники безопасности и фактически становится виновником трагедии, но потом пытается переложить вину на подчинённого.
В образе подчинённого, Павла Копырева, ставшего невольным пособником Елфимова, как раз и предстал Владимир Антоник (в котором, если поднапрячься, можно опознать Мишу Полякова, героя ленты «Последнее лето детства» (1974), продолжение культовых экранизаций книг Анатолия Рыбаков «Кортик» (1973) и «Бронзовая птица» (1974)).
Интересно, что
со временем и Вадим Андреев, и Владимир Антоник занялись дубляжом иностранных фильмов и оба в этом преуспели.
Кратко о сюжете. Геологоразведочная экспедиция ведёт изыскания и упирается в вечную мерзлоту, мешающую поисками. Её можно растопить огнём, но лес сильно иссушен: за последние два месяца дождя не было ни разу. Разводить костёр в такой ситуации крайне опасно, но Елфимов настаивает и заставляет Копырева подчиниться.
Сначала всё идёт по плану: огонь зажжён в шурфах и контролируется Копыревым. Но потом Елфимов его отпускает на несколько часов, говоря, что сам будет следить за кострами. И, конечно же, упускает момент: костры разгораются сильнее, сухой лес тут же вспыхивает, и погасить его уже невозможно. В считанные часы пожар расходится по лесу и уже полыхает на огромной площади, угрожая людям.
Есть в фильме и романтическая линия, которая началась задолго до страшных событий. Главную женскую роль в фильме получила Галина Мунзук, актриса из Тывы. Она сыграла местную жительницу, когда-то влюблённую в Павла Копырева. Галина в кино почти не снималась, отдав предпочтение театру, а позже — политике. Кстати, происходит она из актёрской семьи: её отец — Максим Мунзук, воплотивший легендарный образ Дерсу Узала в одноимённой ленте Акиры Куросавы.
В роли секретаря райкома Ручьёва, ответственного и строгого, но справедливого руководителя, сыграл Виктор Тарасов, хотя изначально эту роль Борис Бунеев отдал другому актёру. Сам режиссёр позже рассказывал, что с первым исполнителем уже сняли несколько эпизодов, но в экспедиции тот позволил себе излишества в виде спиртного и женщин, так что с роли его сняли, отдав её Тарасову.
У экранного Ручьёва был реальный прототип — секретарь местного райкома Георгий Масягин. Он консультировал Бориса Бунеева и активно помогал кинематографистам в ходе съёмок.
Также к съёмкам подключилась местная авиалесоохрана.
Для съёмок пожаров лес действительно поджигали, при этом вокруг съёмочной площадки находились пожарные с оборудованием.
Низовые пожары удавалось снимать и в несколько дублей, правда, для этого уже слегка подгоревшие поляны поливали керосином и поджигали повторно.
Актёров и массовку близко к огню не подпускали, хотя на экране кажется, что люди находятся рядом с огнём. Тут помогли операторы, которые снимали с определённых ракурсов и использовали особые объективы.
А вот сцены возле реки доснимали не в Сибири, а в Рязанской области. Там же получилось снять и ещё несколько эпизодов, для этого тоже пришлось контролируемо поджечь небольшую рощу, проросшую на месте, где также когда-то прошёл пожар.
Когда картину, созданную с такими усилиями, утверждали на худсовете, восторга она не вызвала. Одной из причин стало то, что ленты про образцово-правильных партийных чиновников из моды уже выходили, уже повеяло ветром перемен и люди всё больше стали интересоваться производственными недостатками и изъянами, а не достижениями. В итоге
«Костёр в белой ночи» получил лишь вторую прокатную категорию и прошёл вторым экраном, большого успеха в прокате не достигнув.
От себя добавлю, что, на мой взгляд, название фильма выбрано неудачно: у меня словосочетание «костёр в белой ночи» сразу вызывает воспоминания о пионерском лагере, но совсем не ассоциируется с катастрофой. Но это, безусловно, личное восприятие.
Для Бориса Бунеева «Костёр в белой ночи» стал предпоследней картиной,
потом он экранизировал повесть Юрия Нагибина, а с наступлением перестройки, когда кино перешло на коммерческие рельсы и кинорежиссёры стали полностью зависеть от продюсеров, начал работать режиссёром дубляжа.
А вы когда-нибудь наблюдали лесной пожар?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:
Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста:
Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста: