Красавица королева, которую страстно ревновал супруг... Дарившая подвески направо и налево... Участница придворных интриг... Все это мы помним по великому роману Александра Дюма. А теперь давайте посмотрим на реальные портреты этой женщины.
Маленькая ремарка: портреты особ королевской крови довольно часто идеализировались, на это нужно делать скидку. Впрочем сразу оговоримся, что Анну Австрийскую описывали как женщину высокую, красивую, с хорошей кожей и чудно блестящими глазами.
Анна Австрийская была дочерью испанского короля Филиппа III из династии Габсбургов. Будущая королева носила титул инфанты Испании и эрцгерцогини Австрийской. Росла в Мадриде, воспитывалась в строгости и получила хорошее образование.
На портрете выше шестилетняя Анна Мария Маурисия - типичное для испанцев длинное имя: Анна в честь бабушки, Мария - в честь Девы Марии, Маурисия - в честь святого Маврикия, в день которого (22 сентября) девочка родилась.
Кстати, автор портрета выше - придворный художник испанского короля Хуан Пантоха де ла Крус. Он славился как раз очень живыми детскими портретами и удивительной тщательностью исполнения деталей одежды, драгоценностей и прочих деталей. Поэтому его работы можно разглядывать до бесконечности и удивляться мастерству живописца и богатству испанской королевской семьи)
Девочке на портрете фламандца Поурбуса 11 лет, она уже супруга Людовика XIII. Их брак был оговорен заранее, хотя изначально отец жениха Генрих IV был против, но его вовремя укокошил фанатик. Вдова Мария Медичи решила все-таки соединить Испанию и Францию брачными узами (но это не помогло, и в правление Людовика XIII страны воевали друг с другом).
Юная Анна поселилась в Лувре, но отношения между ней и супругом были довольно прохладными, поскольку, как пишут в некоторых источниках, им пришлось консумировать брак сразу, и всё прошло не так чтобы очень хорошо (им же было по 14 лет!). Хотя ряд историков сомневается в этой версии.
Что за история написана Рубенсом? Дело в том, что Мария Медичи, французская королева, и Филипп III, испанский король, оба были не лыком шиты. Каждый стремился выговорить своей семье как можно лучшие условия и было решено так: инфанта Анна выйдет замуж за Людовика, только если его сестра Елизавета станет женой младшего брата Анны, принца Филиппа (будущего короля Испании Филиппа IV).
По заказу Марии Медичи художник Рубенс написал большой цикл работ, прославляющих правление этой королевы. На картине выше (единственная работа без непосредственного присутствия Марии Медичи) аллегорические фигуры Испании (слева) и Франции (справа, в платье с геральдическими лилиями) сопровождают принцесс.
Как только Людовик пришел к власти, он тут же начал расставлять повсюду верных людей. Дамы-испанки вскоре были удалены от молодой королевы и заменены на француженок. Застенчивой Анне пришлось как следует выучить французский, убрать чопорные привычки испанского двора, научиться носить декольте и со временем отношения между ней и супругом стали налаживаться.
Анна перенесла несколько выкидышей, а Людовик мечтал о наследнике. Отношения между ними колебались от внимательности и заботы, до злобы и нетерпения. Тут-то и подвернулся Бекингем.
Рубенс часто писал французскую королеву. Он приезжал в Париж, и Анна Австрийская, как и ее свекровь Мария Медичи, позировала знаменитому художнику. Ее внешность отражает очень характерные габсбургские черты, а представители этой династии, как известно, не славились красотой.
Но вернемся к истории с подвесками. Версии разнятся. По одной из них, Бекингем проникся симпатией к Анне, и им было устроено тайное свидание. Герцог оказался чрезмерно настойчив, произошла ссора, весть об этой встрече потом разнеслась повсюду и дошла в том числе и до Людовика. А историю с подвесками придумал писатель Ларошфуко, у которого, в свою очередь, ее заимствовал Дюма. Я встречала также версию о том, что подвески Анна Австрийская действительно подарила Бекингему во время бала в присутствии многих гостей, и никаких тайн за этим не было.
Между Анной и кардиналом Ришелье действительно существовала неприязнь, но связанная вовсе не с влюбленностью, а с тем, что королева плела интриги в пользу родной Испании и даже сообщала важные сведения и намерениях французских войск. Патриот-Ришелье с этим смириться, конечно, не мог. По его наущению Людовик начал расследование и вышел на супругу, с тех пор все письма ее тщательно инспектировались. Любви между супругами эта история тоже не прибавила.
Но все изменило рождение сына - будущего Людовика XIV, вошедшего в историю под названием "короля-солнце":
Нет, на портрете вовсе не девочка, а вполне себе маленький Людовик. В 17 веке маленьких детей одевали в платья вне зависимости от пола. Ближе к 7-10 годам они получали одежду соответственно полу.
Через два года Анна родила второго сына, Филиппа. Естественно, появление на свет принцев сопровождалось огромным количеством портретов. Вот еще два, на которых Анна представлена вместе с двумя сыновьями:
В 1642 году умирает давний недруг Анны кардинал Ришелье, и на его место заступает итальянец Джулио Мазарини, который сыграет значительную роль в дальнейшей судьбе нашей королевы. Полгода спустя Людовик XIII скоропостижно умирает и Анна становится регентом при юном сыне. Мазарини тут же становится первым министром.
Портрет кисти Штейбена сделан уже в 18 веке, но в целом следует традиции изображения Анны Австрийский в плане внешности. И есть интересная деталь: Анна в черном на портрете Рубенса (выше) - это дань испанской моде на черный цвет платья, а Анна на портрете ниже - в черном платье как знаке траура по супругу.
Нужно отдать должное Анне, вопреки ожиданиям, она не прекратила начатую супругом войну с Испанией. Теперь она воевала уже не за себя, а за будущее своего сына. Вместе с Мазарини она воспитывает юного короля: кардинал учит политике и военному делу, она - нравственности и вере.
О ней и Мазарини ходили разные слухи, но в общем не доказано, что между ними были какие-то отношения помимо официальных. Как только Людовику исполнилось 13 лет, он был объявлен королем Франции. Анна еще в течение 10 лет заседала в Королевском совете, но вскоре после смерти Мазарини постепенно отошла от политики. Людовику помощь матери уже не была нужна и за своевременный уход он был ей благодарен.
И, наконец, (я полагаю, вы уже устали) последний прижизненный портрет Анны Австрийской. Она умерла в возрасте 64 лет:
Это был второй пост о портретах героев Дюма. Первый - про Ришелье - вот здесь. А в следующем поговорим о красавчике Бекингеме, так что подписывайтесь, если интересно.