Комментируя один из постов @catherine_catty , я допустила грубую ошибку: назвала Паратова из «Жестокого романса» купцом. Хорошо ещё, что этого не видела моя бывшая учительница русского языка и литературы!
Паратов, конечно, не купец, а разорившийся дворянин. Но его образ, созданный Михалковым, мне больше напоминает нувориша. Да, я знаю, что когда вышел «Жестокий романс», «новых русских» как явления ещё не существовало. Но 1990-е были не за горами, так что образ оказался пророческим.
Почему михалковско-рязановский Паратов похож на «нового русского»?
- Показная роскошь
Чисто белый костюм в конце XIX века смотрелся не менее впечатляюще, чем малиновый пиджак сто с лишним лет спустя. Кстати, представляете себе, во сколько обходилось Паратову поддержание своего наряда в чистоте? Это и сейчас недёшево, а в конце XIX века регулярная чистка белых вещей стоила ещё дороже - доступной и эффективной бытовой химии почти не было.
2.Пренебрежительное отношение к деньгам
Бережливость - это не про Сергей Сергеича. Махнув рукой на свой роскошный наряд, он лезет в грязь, чтобы вытащить пролетку. Да и вообще любит сорить деньгами. Такое поведение тоже напоминает «нового русского», который быстро разбогател.
3.Сомнительное общество
Кутежи с участием цыган считались в Российской империи XIX века занятием предосудительным и недостойным дворянина. Отношение к таким развлечениям было примерно таким же, как у людей конца XX века к тусовкам «братков».
Словом, актёрско-режиссёрский тандем Михалкова и Рязанова оказался на редкость удачным. Они не только создали гениальный фильм, но и предсказали появление определённого типажа.
Фото с сайта: kino-teatr.ru