Найти тему

Паратов как прообраз «нового русского»

Комментируя один из постов @catherine_catty , я допустила грубую ошибку: назвала Паратова из «Жестокого романса» купцом. Хорошо ещё, что этого не видела моя бывшая учительница русского языка и литературы! 

Паратов, конечно, не купец, а разорившийся дворянин. Но его образ, созданный Михалковым, мне больше напоминает нувориша. Да, я знаю, что когда вышел «Жестокий романс», «новых русских» как явления ещё не существовало. Но 1990-е были не за горами, так что образ оказался пророческим. 

Почему михалковско-рязановский Паратов похож на «нового русского»? 

  1. Показная роскошь 

Чисто белый костюм в конце XIX века смотрелся не менее впечатляюще, чем  малиновый пиджак сто с лишним лет спустя. Кстати, представляете себе, во сколько обходилось Паратову поддержание своего наряда в чистоте? Это и сейчас недёшево, а в конце XIX века регулярная чистка белых вещей стоила ещё дороже - доступной и эффективной бытовой химии почти не было. 

Малиновый пиджак… ладно, сюртук, тоже есть!
Малиновый пиджак… ладно, сюртук, тоже есть!

2.Пренебрежительное отношение к деньгам 

Бережливость - это не про Сергей Сергеича. Махнув рукой на свой роскошный наряд, он лезет в грязь, чтобы вытащить пролетку. Да и вообще любит сорить деньгами. Такое поведение тоже напоминает «нового русского», который быстро разбогател. 

-2

3.Сомнительное общество 

Кутежи с участием цыган считались в Российской империи XIX века занятием предосудительным и недостойным дворянина. Отношение к таким развлечениям было примерно таким же, как у людей конца XX века к тусовкам «братков». 

-3

Словом, актёрско-режиссёрский тандем Михалкова и Рязанова оказался на редкость удачным. Они не только создали гениальный фильм, но и предсказали появление определённого типажа. 

Фото с сайта: kino-teatr.ru