Чтобы там не говорили, но роль комиссаров в Красной Армии во время Великой Отечественной войны недооценивали только люди недалекие и злобно настроенные не только к армии, но и к советскому государству в целом.
Понятно, что комиссары в войсках были разные. Отдельные военно-политические работники и передовой в глаза не видели, а такие, как полковой комиссар Емельян Алексеевич Лисичкин, могли и солдата в бой повести, и заставить сдаться в плен несколько тысяч фашистов.
В 35-ой Гвардейской стрелковой дивизии, которая стойко сражалась в Сталинграде, в комиссаре Лисичкине бойцы души не чаяли.
Командиры в свою очередь тоже были высокого мнения о комиссаре.
И это не пустые слова. Все знали, если дивизия ведет тяжелые оборонительные или наступательные бои, то комиссара Лисичкина можно было найти только на передовой. Поддержать бойцов словом и делом было для Емельяна Лисичкина наипервейшим делом.
Как полковой комиссар Лисичкин уговорил сдаться в плен 1300 итальянских солдат
22 декабря 1942 года 35-я Гвардейская вела бои по уничтожению двадцати тысячной группировки противника в среднем течении Дона. Тогда-то с комиссаром Лисичкиным и произошел, с одной стороны трагический, с другой стороны комический случай.
По обыкновению поехал комиссар на передовую, да случись тому, что на скорости проскочил он линию фронта и оказался в расположении итальянцев. Другой бы на месте Лисичкина сразу же развернулся и на всех парах отправился бы назад, но Емельян Алексеевич поступил иначе...
Выйдя из машины, он строгим и волевым голосом спросил: «
- По-русски кто-нибудь понимает? На что семь итальянцев встали во весь рост.
- Переведите мои слова всем солдатам и офицерам.
- Я, комиссар Лисичкин, заявляю, что все вы находитесь в «котле» из которого только две дороги: плен или смерть.
- Решать, конечно, вам! Но в случае сдачи в плен советское командование гарантирует вам сохранить жизнь, обеспечить питанием и медицинским обслуживанием, а по окончании боевых действий отправить вас домой.
- Поэтому я пока предлагаю вам сдаться в плен.
- Советую всем принять мое предложение, и строится в колонну по четыре.
Итальянцы долго раздумывать не стали. Побросали оружие и построились в колонну. А чтобы им было веселее идти, Лисичкин предложил им вспомнить какую-нибудь согревающую песню. Так с песней и пошли.
Уже через час колонна итальянских военнопленных стояла возле штаба дивизии. Комиссар Лисичкин доложил генералу Колчину, что 1300 солдат и офицеров противника пожелали сдаться в советский плен.
Благодаря таким комиссарам как Е.А. Лисичкин боевой дух в Красной Армии был несравненно выше, чем в вермахте.
А вы что думаете о комиссарах в Красной Армии? Поделитесь своим мнением в комментариях.
Вам будет интересно узнать!
Как погиб командир 35-ой Гвардейской стрелковой дивизии генерал-майор В.А. Глазков
Что еще почитать!
Эту книгу вы найдете ЗДЕСЬ.