("Все деньги мира", All the Money in the World, 2018, США)
Забавно, но в Сети до сих пор гуляет оригинальный трейлер этого фильма, где миллиардера Гетти играет не Кристофер Пламмер, а Кевин Спейси. Который снялся во "Всех деньгах мира" накануне своей скандальной катастрофы, однако картина не успела выйти в прокат, прежде чем "грянул гром". Благодаря чему Ридли Скотт был вынужден переснять с нуля аж 22 сцены, начисто вымарывая Спейси и заменяя его на ныне покойного, 88-летнего Пламмера.
И пусть замена с объективной точки зрения тоже вышла удачной, - за эту роль Кристофера даже номинировали на Оскара, - осадочек, ясен Кевин, всё равно остался. Тем более, что сегодня "скандалист" мало-помалу, но возвращается в серьезное кино.
С другой стороны ничего сногсшибательного кроме цинично-харизматичной игры Пламмера и заменой на него оскандалившегося Спейси в этом фильме и нет.
Она - типичное "не фантастическое" творчество Скотта последних 10 лет, наподобие "Советника", "Дома Gucci" или "Последней дуэли". То есть добротная работа, показывающая, что дедушка еще горазд срежиссировать что-то новое и неординарное. Но в то же время пересматривать ее, в отличие от канонических ридли-скоттских лент, лично меня не тянет. Как, собственно, и пересматривать его нынешнее "фантастическое" творчество, но это уже другой, куда более нелицеприятный разговор.
"Все деньги мира" поставлены Скоттом на основе реальных событий: похищения в 1973 году в Италии внука тогдашнего богатейшего человека планеты, нефтепромышленника Жана Пола Гетти (1892-1976). Вот только по мере просмотра складывается впечатление, что Ридли снимал эту историю под наплывом стариковской сентиментальности. Что в его возрасте понятно и простительно, и всё же размазывать ее по всей 130-минутной картине было не самой лучшей идеей.
Ладно, хоть в откровенное морализаторство Скотт не впадает, и на том спасибо. Но всё равно намеков на то, какой редиской был Гетти, отказавшись платить бандитам выкуп за внука, здесь предостаточно. При том, что и внучок Джон, и его папенька были отнюдь не пай-наследниками. И без каких-либо угрызений совести вели разгульную жизнь на финансовой подпитке у дедушки.
Однако, дабы выказать последнему свою антипатию, Ридли задействует порой совсем уж тошнотворные мелодраматические приемы. К примеру, не гнушается склонять зрителей на сочувствие... бандитам, вымогавшим у семейки Гетти 17 млн. $! Дескать, гляньте: даже среди этих истязателей и насильников есть те, кто по сравнению с Жаном Полом Гетти выглядел гораздо добрее и благороднее!
Да-да, охотно верим: всегда, когда они режут заложника ножичком, то чуть не плачут от сострадания!
Про наглую подтасовку Скоттом некоторых фактов из биографии Жана Пола (не буду спойлерить, каких именно) и не говорю - на что только ни пойдешь, дабы выказать давно умершему жестокосердному буржую свое "а-та-та!".
Впрочем, если не заострять на этом внимания (у меня не получилось - извините), то перед нами - добротный историко-драматический триллер, отчасти напоминающий "Выкуп" (1996) с Мэлом Гибсоном. Разве что его герой-миллионер отказался выплачивать злодеям деньги за сына по иной, скорее, эмоциональной причине, а Гетти привел на сей счет два прагматичных аргумента. Как то: а) Заплати я сейчас один выкуп - и завтра у меня будут похищены все мои 14 внуков; и б) А где гарантии, что это не "развод на бабки", изобретенный Джоном и его матерью Гейл (Мишель Уильямс), что давно разведена с моим сыном? Тем более, ведь она гордо отказалась от алиментов и теперь явно нуждается в деньгах.
Как бы то ни было, но пускать ситуацию на самотек Жан Пол тоже не стал. И приказал начальнику службы охраны своего бизнеса Чейсу (Марк Уолберг) пойти и разобраться, что там к чему.
А пока Чейс и Гейл будут решать текущие проблемы и пытаться уломать железную принципиальность старого Гетти, его внук Джон продолжит томиться в бандитских застенках. Где-то в горах Калабрии, откуда даже если сбежишь, так легко до цивилизации не доковыляешь...
***
В общем, кабы Скотт занял в сюжетном конфликте "Всех денег мира" нейтральную, а не однобокую позицию, да еще со странными реверансами похитителям, возможно, картина вышла бы куда более беспристрастной и взвешенной.
Но поскольку в силу почтенных лет дедушка Ридли, похоже, эмоционально подразмяк, ничего не поделать - получилось то, что получилось.
К счастью, сентиментальность не до конца застила его режиссерский взор, поэтому общее качество фильма всё равно остается на достойном уровне, действие почти нигде не буксует, а его актерам по-честному веришь. Особенно Кристоферу Пламмеру, сыгравшему явно не хуже "уволенного" Спейси (хотя объективно поди теперь проверь).
Так что рекомендовать вам эту коммерчески провальную ленту Ридли Скотта всё равно и можно, и нужно. А если вы вдобавок испытываете к героям этой истории те же симпатии, что и ее создатель - смело умножайте все её достоинства на два, отчего, не исключено, и впрямь когда-нибудь пересмо́трите ее разок-другой.
Трейлер фильма (возрастной рейтинг 18+):