Нужна ли была революция 1917 г.?
В последнее время многие стали задумываться: а не передергивали ли в СССР с описанием тяжелого быта людей до Октября? Об этом рассуждают в телепередачах, статьях… тема постепенно перешла на форумы…
Так, недавно в одном блоге я прочитала пост, где автор рассуждал в духе одного из рассказов Аркадия Аверченко: до революции рабочие и крестьяне имели довольствие, а после 1917 г. стали есть и в целом жить хуже – и что же вы нaтвopили, романтики революции?
А мне вспомнилась эта известная картина Василия Перова.
Если вы человек мыслящий, культурно развитый и к тому же добрый, вам наверняка приходила мысль: а где находились эти ребята?
«Тройка» великим русским художником не была придумана. В 1866 г. он изобразил эту сцену практически с натуры.
Дело в том, что на Трубной площади (которая сегодня находится относительно недалеко от Московского цирка Юрия Никулина на Цветном бульваре) установили водоразборный фонтан. Это была ротонда, в которую поступала вода.
Сегодня мы с удивлением смотрим репортажи из стран третьего мира о том, как в дома привозят бочки с водой и местные жители набирают ведра на неделю – для готовки пищи, для питья, «на прибираться-постираться»...
А с начала XIX в. набирали привозную воду и в нашей столице.
Более того, ее выдавали не всем и не просто так. Чтобы набрать определенное количество литров, надо было купить специальную марку.
Такие марки покупали водовозы и водоносы. Да-да, те самые, о которых пелось в советском фильме «Волга-Волга»:
«Удивительный вопрос:
Почему я водовоз?
Потому что без воды –
И ни туды и ни сюды!»
В свою очередь, марки у них проверяли так называемые марочники – контролеры.
Потом все эти водовозы и водоносы развозили и разносили бочки населению. Причем они имели право продавать воду по стоимости, которую устанавливали сами.
Ну, а у этих обладателей специальных марок могли быть помощники, в том числе дети.
Картина Перова «Тройка» многими считается одной из самых эмоциональных. Пожалуй, она никого не может оставь равнодушным.
Художник вообще был человеком весьма тонко чувствующим сам и умеющим передавать эмоции другим. В том числе в отношении того, что касалось бедных детей.
Вспомнить хоть, что эту тему Перов «Тройкой» не исчерпал. Например, он за 2 года до нее написал картину «Дети-сироты», а впоследствии еще неоднократно изображал тяжелую жизнь ребят.
Добавим к этому такой поразительный факт.
Оказывается, один из мальчиков, позировавших Перову для «Тройки», не прожил потом всего несколько лет, заболел и... Его мама пришла к художнику и попросила продать ей эту картину, чтобы у нее остался образ yмepшего сына. Причем женщина хотела отдать за это свои последние деньги.
Но, увы, на тот момент эта картина у Перова была куплена Третьяковкой. Когда Василий Григорьевич привел женщину в галерею и показал там ей эту картину, она на коленях стала молиться перед нею за своего Васеньку…
Эта реальная история не может не тронуть ни одно живое существо.
После общения с женщиной художник написал портрет этого мальчика и отдал ей…
Кстати, воду на Трубную подавали из водопровода в Мытищах. То есть это было продвижение в развитии техники. Но на фоне таких вот детишек, которые таскали бочки, научно-технический прогресс просто мерк…
Так и задумаешься: а может, и правда революция 1917 г. была нужна? Или история не показательна? Как вы считаете?
Разумеется, по одной лишь рассказанной тут частной истории судить о всемирной истории нельзя. Это, скорее, вариант той самой слезинки ребенка, о которой говорил Федор Достоевский...
П. с. В продолжение темы о картинах и размышлениях о них читайте Дзен-посты «Как могли бы написать сочинения раньше и сейчас» плюс «Какие картины получались, когда художники не видели того, чтО рисовали». И еще отгадывайте тест «Вспомните известную картину классика по второстепенной детали».
А на околореволюционную тему читайте мою статью «Советский паспорт – символ крепостного права для крестьян?».
#наука #история #живопись #культура #история России