Есть очень большая разница в том, смотрим ли мы на исторические события сквозь толщу времени, издалека, или смотрим на нее изнутри, находясь в гуще исторических событий, переживая их мельчайшие подробности, ощущая их на своей собственной жизни. Издалека, из другой страны или спустя века, любая история, конечно, видится намного более цельно, объемно, стройно – кажется, что все было заранее предопределено и никак не могло случиться по-другому.
В реальности же это, конечно, происходит совсем не так – время невероятно тянется, события заходят в тупик, из которого уже никогда не возвращаются, а главные герои постоянно совершают какие-то глупости и ошибки, и все никак не могут договориться и объединиться против зла. Наше восприятие истории, испорченное учебниками, ждет от главных участников событий каких-то сверхспособностей и супергероизма, в то время как они, конечно, просто люди.
Да, они, как правило, на голову, а то и две, выше обычных обывателей – смелее, самоотверженнее, умнее, благороднее – но это совершенно не отменяет их право быть людьми и не делает абсурдные требования к ним более абсурдными. Если честно, я вообще не понимаю, как можно что-то требовать от людей, которые делают нечто, чего не делаешь ты сам – они явно лучше знают, как это делать, просто потому, что уже делают.
То, что все мы, так или иначе, проживаем сейчас, издалека, через много-много лет, будет выглядеть совсем по-другому. Участники одних и тех же событий будут встречаться друг с другом и спорить, потому что каждый из них запомнил происходящее по-своему, и все эти многочисленные версии не совпадают. Кто-то будет стыдиться ненужных компромиссов, кто-то будет удивляться, что боялся крошечного таракана, кто-то будет жалеть, что уехал, а кто-то – что остался.
В гуще событий никогда не знаешь, какая мелочь окажется решающей, а какая безделица сдетонирует хуже залпа «Авроры» - вот и этот разговор, например, такой безделицей может оказаться. Спустя много лет и люди, и события будут выглядеть и восприниматься совсем по-другому, их роли прояснятся, станут более отчетливыми и выпуклыми, и будет казаться, что все это было заранее предопределено.
Но дело в том, что нет никакой предопределенности, нет никакого готового сценария. Люди, которые пришли к Дублинскому замку в Пасхальное воскресенье 1916 года, понятия не имели, какие последствия будут иметь их действия, и что именно благодаря им их любимая страна обретет спустя десятилетия столь вожделенную независимость. Многие из них об этом даже так и не узнали, просто до этого не дожив. У них не было никаких гарантий, и даже надежды маловато – ведь столько аналогичных попыток их предшественников закончились прахом и ни к чему хорошему не привели.
Невероятно абсурдно и нелепо спрашивать у тех, кто борется со злом, к какому результату они хотят прийти и каковы гарантии их победы и следующих за ней благ и бонусов для наблюдателей их борьбы. Люди борются со злом не ради этих благ – точнее, эти блага не являются самоцелью – а потому, что любое зло деструктивно, тлетворно, разрушающе. У зла нет будущего, оно несовместимо со счастьем и радостью, с развитием и прогрессом – это и есть смысл и цели борьбы.
Дорогие друзья, приглашаю вас присоединиться к моему телеграм-каналу «Слово радамса», где я комментирую актуальную повестку и интересные факты из жизни нашего общества.