Найти в Дзене

Излишняя услужливость как прием манипуляции. Будьте с ним аккуратнее

Никто не любит, когда потенциальный клиент или партнер сопротивляется, пытается «соскочить». Но, оказывается, не менее опасна и противоположная ситуация. Начнем с примера Вот пример. Идеальный клиент. Готов купить огромную партию. Даже сам подтверждает — да-да, он слышал, что у вас эти изделия самые лучшие. И вообще, ему друзья порекомендовали вашу компанию, поэтому он доверяет. Идеальные переговоры. Что может пойти не так? Вот уже и заказ сделан, причем на впечатляющую сумму. И тут клиент добавляет: но вы ведь организуете мне бесплатную доставку день в день, правда? И вы соглашаетесь. Отличный клиент, который в восторге от компании и вас лично. И заказ он сделал, причем готов оплатить вот прямо сейчас, уже в банк отправил запрос на нужную сумму. А потом вы понимаете: бесплатная доставка «день в день» обойдется вашей компании едва не в половину суммы, которую оплачивает клиент по этому заказу. И что делать? Ведь вы уже пообещали. Дали слово. Что ж. Неприятно, но вы попались на чужой ма
Оглавление

Никто не любит, когда потенциальный клиент или партнер сопротивляется, пытается «соскочить». Но, оказывается, не менее опасна и противоположная ситуация.

Манипуляции встречаются не только в личных взаимоотношениях, но и в деловых. Фото с сайта Piqsels, по лицензии Creative Commons
Манипуляции встречаются не только в личных взаимоотношениях, но и в деловых. Фото с сайта Piqsels, по лицензии Creative Commons

Начнем с примера

Вот пример. Идеальный клиент. Готов купить огромную партию. Даже сам подтверждает — да-да, он слышал, что у вас эти изделия самые лучшие. И вообще, ему друзья порекомендовали вашу компанию, поэтому он доверяет.

Идеальные переговоры. Что может пойти не так? Вот уже и заказ сделан, причем на впечатляющую сумму. И тут клиент добавляет: но вы ведь организуете мне бесплатную доставку день в день, правда? И вы соглашаетесь.

Отличный клиент, который в восторге от компании и вас лично. И заказ он сделал, причем готов оплатить вот прямо сейчас, уже в банк отправил запрос на нужную сумму. А потом вы понимаете: бесплатная доставка «день в день» обойдется вашей компании едва не в половину суммы, которую оплачивает клиент по этому заказу. И что делать? Ведь вы уже пообещали. Дали слово.

Что ж. Неприятно, но вы попались на чужой манипулятивный прием услужливостью. Теперь расскажу, что можно делать в такой ситуации.

Как понять, когда хотят поймать на излишнюю услужливость — и что делать, если уже попался

Прием довольно распространенный. Хорошие новости вот в чем:

● клиент действительно очень заинтересован в покупке товара;

● скорее всего, он не врет насчет того, что друзья порекомендовали;

● он правда уверен в качестве, так что проблем с оплатой не будет.

Неплохой клиент. Отличный. Но любой человек хочет получить как можно больше выгоды. И он, понимая, насколько вы вдохновлены возможностью продать сразу большую партию, решил немного сыграть на этом.

Прием называется «спаситель и жертва». Конечно, здесь это условно. Покупатель не жертва. И вы его не «спасаете». Просто есть такая психологическая игра, когда один оказывается в якобы уязвимом положении, а другой ему помогает. Второй при этом ощущает себя значимым, добрым, хорошим. Это очень успокаивает тревожность и повышает самооценку. Ну, а «жертвы» этим пользуются.

Манипуляции распространены и в деловых отношениях, и в межличностных. Вы узнаете таких «жертв» в девушках, которые без помощи парня не могут включить компьютер или поменять бумагу в принтере. В мужчинах, неспособных пожарить себе яичницу и погибающих от голода возле полного холодильника — ведь надо же достать и разогреть котлеты с борщом.

Принцип один всегда. Жертва получает дополнительную выгоду. Спасатель ощущает себя сильным, могущественным. Зачастую — в ущерб себе.

Mediensturmer Unsplash, Unsplash License
Mediensturmer Unsplash, Unsplash License

А теперь рассказываю, как можно переиграть такую манипуляцию:

  1. Сослаться на кого-то более могущественного. Если брать пример с клиентом. Да, вы уже пообещали ему бесплатную доставку. В договоре, впрочем, не оговорено. Так что юридической силы он не имеет. И вы с искренним сожалением в голосе добавляете через некоторое время: к сожалению, мой начальник, Иванов Иван Иванович, запретил бесплатно доставлять. Тут же можно добавить некоторое «зато», чтобы подсластить пилюлю. «Зато мы можем найти компанию, которая доставит день в день, как вы и хотели — конечно, при вашей оплате за услуги».
  2. Тоже встать в позу «немного жертвы». Например, у женщины «беспомощный муж». Тот самый, который сидит у холодильника с супом и котлетами и погибает от голода. Она может сказать: «Прости, я сегодня не смогу тебя накормить, у меня ужасный завал на работе. И я, скорее всего, сама останусь голодной. Поэтому сделай то-то и то-то, помоги мне». Это возврат манипуляции — самой встать в позу жертвы. А другого назначить спасителем.
  3. «Включить дурачка». Не самый честный и не лучший прием, но можно проиграть в формате «мы друг друга не поняли». Вроде: «Я так понял, что вы готовы оплатить доставку, а мы для вас должны найти логистическую компанию. Извините за недоразумение».

Но лучше видеть, когда собеседник вот-вот включит эту манипуляцию. А для себя, чтобы случайно не попасть в ловушку излишней услужливости, ограничить полномочия. Да, вы готовы предоставить скидку до 10% при покупке определенной партии. Но никаких бесплатных доставок. Да, приготовили борщ и котлеты. Но уж разогревает пусть сам. И так далее.

В таком случае не придется «брать слово обратно». Впрочем, порой лучше всего поступить именно так — особенно если есть вариант сослаться на «высшие силы», от начальника до «программа не работает в таком формате».

А вам приходилось сталкиваться с подобной манипуляцией? Когда понимали, что «попались»? Делитесь в комментариях.

Читайте еще: