Зачем ее чистить?
В данном случае как никогда верна фраза: «Чистота – залог здоровья». Точнее, залог долгой и безотказной службы.
Ни для кого не секрет, что сухая дорога является пыльной. Пыль – это сложная смесь из мелких частиц почвы, песка, глины, стершегося асфальта, извести и прочего. Наверняка в пыли присутствует и какое-то количество солей, с помощью которых зимой дорожные службы борются с обледенением на дорогах. Добавим сюда мелкую взвесь резины, образующуюся при износе покрышек, капельки моторного масла, частички железа. Весь этот «винегрет» ветром и колесами автомобилей поднимается в воздух, а потом осаждается на видимых поверхностях и на внутренностях техники. Потом на эту пыль попадает вода, не только при катании в дождь, но и мелкие капельки конденсата, выпадающие из воздуха при изменении его температуры. И вот мы видим налипший налет на деталях – черно-серый, неаккуратный. Со временем он имеет свойство накапливаться.
На поверхности аккумулятора пыльный налет тоже появляется, нас он интересует с точки зрения проводимости электрического тока. Почти всегда чуть влажноватый, с наличием солей в составе, со следами электролита - а электролит притягивает воду из воздуха – такой субстрат становится проводником и пропускает микро- и миллиамперы тока между плюсовым и минусовым выводами аккумулятора.
Итог, думаю, понятен. Поскольку микротоки текут постоянно, часами и сутками не прерываясь, миллиамперы складываются в амперы, заряд аккумулятора падает. И вроде на стоянке все потребители были отключены, а запустить двигатель батарея уже не может. Плюс к этому, постоянное пребывание в полуразряженном состоянии ускоряет необратимый процесс старения аккумулятора, положенный ей срок аккумуляторная батарея не прослужит.
Как почистить аккумуляторную батарею?
1. Конечно, желательно аккумулятор демонтировать с мотоцикла
Так и до каждой поверхности подобраться можно, и работать удобнее. Ответ на вопрос «Как?» ищите в мануале к вашему байку. Отсоединяем идущие к батарее провода (сначала «-», потом «+»), снимаем крепление, вынимаем батарею и получаем к ней полный доступ. Если батарея является открытой (с жидким электролитом), то есть имеет на крышке пробки для доступа к банкам, то при обслуживании ее нельзя наклонять более чем на 45°, иначе электролит может вытечь;
2. Оцениваем степень загрязненности аккумулятора
Батарея может быть почти чистой, например, если она расположена на байке в таком месте, куда мало попадает пыль и грязь, или аккумулятор недавно очищали, или, бывает, мотоцикл почти не эксплуатировался. А может быть совсем неухоженной: грязная вся, клеммы окислившиеся, видны следы вытекшего электролита. Необслуживаемые батареи – те, у которых отсутствуют пробки на крышке – как правило не имеют следов электролита на поверхности. В зависимости от степени загрязненности выбираем объем «уборки»;
3. Протираем батарею чистой сухой тряпкой
Зачастую этого бывает достаточно, чтобы убрать с гладкой пластиковой поверхности пыль и рыхлую грязь. Удалять загрязнения из «закоулков» удобно малярной кистью;
4. Если грязь прилипла, используем влажную тряпку
Перед использованием тряпку отжимаем, вода не должна растекаться по батарее, попадая в отверстия и под крышки. Сушим, протирая сухой тканью;
5. Жирные пятна и следы масла убираем ветошью, смоченной органическим растворителем
Подойдет уайт-спирит, спирт, «Обезжириватель универсальный», они хороши тем, что быстро испаряются и не оставляют следов. Осторожно, растворители могут смыть надписи и картинки с наклеек на аккумуляторе;
6. Для нейтрализации электролита на поверхности аккумулятора используем на выбор:
- 10% раствор нашатырного спирта (раствор аммиака). Продается уже готовый в любой аптеке, стоит не дорого. Смачиваем тряпочку и внимательно протираем весь аккумулятор, особенно верхнюю крышку и около клемм. Из достоинств: хорошо высыхает, обработал поверхности, просушил сухой ветошью и все. Недостатки: имеет резкий неприятный запах, работать с ним можно только на свежем воздухе. Не вдыхать, избегать попадания в глаза!
- 10% раствор пищевой соды. Для приготовления 10% раствора на один стакан воды нужно взять две полные с хорошей горкой чайные ложки соды. Чайная ложка должна быть обычная, на 5 мл., не «маломерная». Полностью растворяем соду в воде, этим раствором смачиваем тряпочку, протираем батарею. Недостаток: после обработки таким раствором аккумулятор нужно тщательно протереть сначала влажной, потом сухой тряпкой, удалив все без исключения остатки содового раствора.
7. Займемся полюсными выводами аккумулятора:
- На небольших аккумуляторах (емкостью меньше 22 А*ч) выкручиваем винты на выводах, вынимаем закладные гайки. Винты и гайки полностью очищаем. Если они сильно окислены и не хотят очищаться, меняем;
- Полюсные выводы чистим сначала сухой тряпкой, затем влажной. Белый пористый налет – это высохший электролит, полностью убираем его 10% раствором нашатыря или соды;
- Обращаем внимание на клеммы проводов, присоединяемых к выводам аккумулятора. Чистим грязные и окислившиеся так же, как и выводы аккумулятора. Возможно, понадобится нож в качестве скребка, мелкозернистая наждачная бумага;
- Если планируем сразу установить аккумулятор на мотоцикл, зачищаем полюсные выводы мелкозернистой наждачной бумагой. Крупнозернистую использовать не рекомендуется, так же как и надфиль, после такой зачистки может поменяться геометрия вывода. Соединение с клеммой станет ненадежным, будет нагреваться, а стартерный ток пропустить не сможет. В случае, когда аккумулятор не планируем прямо сейчас устанавливать на байк, зачистку шкуркой можно не использовать, сделаем это, когда будем монтировать батарею;
- Если возвращаем аккумулятор на мотоцикл, правильно его крепим, подсоединяем провода (сначала «+», потом «-»), надежно их фиксируем. После этого наносим на выводы аккумулятора и наконечники проводов защитную смазку. Ей может быть:
- специальные защитные составы для клемм аккумуляторных батарей. Фирмы разные, средства широко представлены в продаже. Использовать удобно, минус один – цена;
- вазелин технический;
- консервационное масло К-17;
- смазка пушечная ПВК ГОСТ 19537-83.
Защитная смазка должна наноситься не жирно, слоем не толще 0,5 мм.
Не рекомендуется использовать для защиты выводов аккумулятора литол и солидол. Они закисляют среду, что способствует усиленной коррозии выводов и клемм.
Если аккумулятор отправляется на хранение, нанесение защитного состава на полюсные выводы также не будет лишним.
Желаю долгих лет безотказной службы вашей аккумуляторной батарее!
Лайки, комментарии и репосты решительно приветствуются!