Большая хоральная синагога в Санкт-Петербурге - это одно из значимых мест еврейской культуры в России. Синагога была построена в 1893 году и с тех пор служит центром еврейской религиозной жизни в городе. Александр II разрешил ее постройку в сентябре 1869 года, однако строительство было гораздо позднее.
В 1878 году известный художественный критик Владимир Стасов опубликовал статью “О постройке синагоги в Санкт-Петербурге”, в которой говорил, что в таком европейском городе до сих пор нет места, где евреи могли бы свободно и открыто молиться.
В 1879 году место под строительство утвердили на Большой Мастерской улице (ныне Лермонтовский проспект). Барону Гинцбургу удалось с трудом купить этот участок под синагогу. Покупка участка стала возможна только после отставки градоначальника Санкт-Петербурга генерала Федора Трепова, который настаивал чтобы синагогу построили за Нарвской заставой.
Еврейская община Санкт-Петербурга изначально планировала построить синагогу больше, чем есть сейчас. Главным меценатом строительства была семья того самого барона Гинцбурга (по совместительству первого председателя еврейской общины города), они внесли 70.000 рублей. Гинцбург от лица общины создал строительный комитет и начал сбор денег на строительство синагоги. Община не претендовала на деньги из казны, так как среди ее членов было много богатых людей.
Благодаря В.В. Стасову синагога имеет уникальную архитектуру, она построена в мавританском стиле. Он считал, что восточная архитектура подходит лучше всего для такого места. Но ему возражал писатель и секретарь еврейской общины Лев Гордон. Он утверждал, что евреи при постройке своих синагог заимствовали стиль принятый в данное время и в данной местности, именно поэтому, он считал, что строить синагогу в мавританском стиле - это как говорить в Петербурге не по-русски, а по-арабски.
Всего через месяц после объявления конкурса о постройке синагоги, в комитет было представлено три строительных проекта. Так как главой жюри был В.В. Стасов первое место было отдано эскизам в мавританском стиле. Проект разработал профессор Академии художеств И.И. Шапошников. Интерьерами занимался художник Л.И. Бахман. Заканчивал строительство архитектор А.В. Малов. Ажурная решетка вокруг здания сделана по проекту Я.Г. Гевирца.
Чертежи быстро подписали в городской управе, но в каждой последующей инстанции возникали все новые и новые проблемы.
Здание, построенное по этому фасаду, превзошло бы великолепием все существующие в столице иноверческие храмы.
“Переделать проект в более скромных размерах” - такова была воля императора.
Чиновники уменьшили высоту здания, число мест для верующих, вместо пяти куполов оставили один, но и его размер сократили.
Наблюдать за строительством было поручено архитектору императорского двора Николаю Бенуа. По долгу службы ему приходилось посещать все крупные стройки Санкт-Петербурга, но здание синагоги вызывало у него особый интерес.
Портал, украшенный двумя небольшими колоннами, по замыслу должен был напоминать “свиток Торы” с рукоятями для перематывания во время чтения. Пара узких окошек между навершиями колон символизировали скрижали завета. А горизонтальные полосы по фасаду передавали мотив молитвенного покрывала - “талита”.
В октябре 1886 года была освящена Малая Синагога, в которой начались службы. Но работы в основном здании постоянно останавливались из-за нехватки денег. Комитет принял решение начать продажу именных мест в пожизненное пользование. Позднее на скамьях синагоги появятся бронзовые таблички с фамилиями и инициалами.
Вестибюль синагоги обладает великолепной акустикой. Произнесенные шепотом слова можно услышать на расстоянии 10 метров.
У восточной стены внутри синагоги находится красивый арон-кодеш - святая арка, где хранятся свитки Торы. Вокруг арки расположены места для чтения Торы и молитвенные стулья.
Огромная серебряная люстра в центральном зале - это точная копия светильника, украшающего синагогу в Берлине. Изначально она была газовой, но к моменту открытия синагоги ее переделают в электрическую.
На первом этаже Большой хоральной синагоги находится венчальный зал, в котором проходят обряды бракосочетания. Он носил название “Александровского”, по имени императора, разрешившего строительство синагоги. В нем же можно ознакомиться с небольшой экспозицией, которая посвящена истории еврейской общины и синагоги. На отдельном стенде представлены экспонаты, рассказывающие о еврейских традициях.
На втором этаже располагается женский молельный зал и библиотека Сифрия.
Также в синагоге работает женская и мужская миква - водный резервуар, в котором производят омовение.
Большая хоральная синагога привлекает туристов со всего мира, которые приезжают, чтобы узнать больше о еврейской культуре и истории. Синагога также является центром образования и культурных мероприятий, включая концерты, выставки и лекции.
Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.
И обязательно ознакомьтесь:
Утраченные храмы в Санкт-Петербурге. Часть 1
Буддийский дацан в Санкт-Петербурге “Гунзэчойнэй”. История самог северного в мире буддийского храма.