Вы никогда не задумывались, почему именно прикладная эффективность айкидо (а не каких-то других систем) многим не дает покоя? Действительно, существует множество любопытных, забавных, нестандартных стилей, которые позиционируются, как в высшей степени эффективные. Но почему-то в мире боевых искусств к ним относятся с прохладцей, за исключением преданных поклонников, свято верящих в умение своего сэнсэя одним лишь суровым взглядом повергнуть наземь любого противника. А вот от айкидо требуют доказательств успешности прикладного применения. Почему так происходит?
Я думаю, причина в том, что от различных веселых персонажей, называющих себя великими мастерами, понимающие люди ничего не ждут. Ну, нравится человеку изображать разгон толпы касанием пальца – пускай развлекается, чего уж там. Но айкидо- дело иное. Создатель этого боевого искусства, как известно, был суровым бойцом с огромным опытом, учился у выдающегося мастера (которого называют «последним самураем Японии»), и вел тренировки в месте, с говорящим названием «Адский зал». Такой человек по умолчанию должен был оставить после себя что-то из ряда вон выходящее. Не очередную трактовку старых стилей, а нечто принципиально иное, уникальное. То, что будет отличаться от всего, ранее существующего. И, разумеется, позволит одерживать победы в любом бою. Вот поэтому, от айкидо ждут чудес. Ну, или, как минимум, подготовленных бойцов, способных, если не всегда побеждать, то хотя бы уверенно действовать в любой ситуации.
Вообще, фраза «боец айкидо» звучи странно, не находите? Особенно, в контексте набивших оскомину речей про «вселенскую любовь и гармонию».
Масло в огонь подливают представители высших кругов этого боевого искусства. Которые отнюдь не видят свое место где-то между тайцзы и военизированными гимнастиками в восточной упаковке, а уверенно заявляют о высокой прикладной ценности айкидо. Подтверждением чему является периодически мелькающая информация о том, что различные стили айкидо состоят на службе в силовых структурах.
Здесь необходимо учесть один очень важный момент. Айкидо вовсе не однородно. Оно насчитывает множество направлений, из общего имеющих лишь свое происхождение. И если в глазах дилетанта «айкидо – оно и в Африке айкидо», то для специалистов разница весьма существенна. Одни школы делают акцент на работу с внутренней энергией, другие – на спорт, третьи – на реальный бой, четвертые… В общем, судить обо всем айкидо по одному лишь его направлению – глубоко ошибочное мнение.
Но так сложилось, что лидирующее место в мире занимает организация, которая крайне далека от вопросов реального боя (примерно также, как городская малолитражка от ралли Париж-Дакар) И как бы смешно это не звучало, эта разновидность айкидо преподносится как боевая, и пригодная для самозащиты. Поищите в интернете рекламные объявления – вы будете впечатлены столь смелым сочетанием уверенности в себе и грамотного продвижения своего направления.
Но любому, кто хоть раз в жизни дрался ( не важно – на улице, ринге, или борцовском ковре) сразу становится ясно, что все это великолепие техник в реальной жизни абсолютно не эффективно. Вы не сможете провести бросок против агрессора, который несется на вас с большой скоростью, даже не думая замедляться, чтобы протянуть вам руку, и позволить обозначить направление его будущего красивого полета.
Не умея толком бить, вы не нанесете отвлекающий удар. Ни разу не защитившись от удара ноги, не сможете противостоять мощному пинку. И так далее. Учат ли всему этому в айкидо? Если да, то в каком именно?
Хотя, безусловно, показательные выступления по айкидо, выглядят потрясающе. Зрелищность просто зашкаливает. Во многом это происходит благодаря отточенной технике кувырков и падений, что у одной части зрителей вызывает восторг, а у другой – негодование. Большинству понятно, что так изящно на улице никто не летает. И тут возникает вопрос: ну, хорошо, а без такого красивого полета бросок сделать получится? Если ты пресек атаку, и остался стоять на ногах, а твой противник лежит на земле – то такие действия уже можно считать успешными, независимо от того, каким способом враг оказался повержен. Проблема в том, что и реальные броски попроще, в исполнении айкидок увидеть трудно.
Когда же звучит просьба показать, как это работает в реальном бою, начинаются туманные рассуждения из серии «а что такое реальный бой?», или «все прекрасно работает, просто мы на тренировках друг друга не калечим». В общем-то, справедливо, но ведь, как ни крути, должен же существовать способ проверки навыков – без поддавков, и максимально приближенный к жесткому уличному бою?
Однако, в случае с айкидо, найти его весьма затруднительно.
Подавляющее же количество школ айкидо, упорно продолжает демонстрировать и продвигать абсолютно не пригодную к применению технику. Впрочем, вполне возможно, что дело тут не в технике (или не только в ней). Те же самые технические действия, в другом исполнении выглядят довольно убедительно. Чаще всего, их демонстрируют мастера, имеющие опыт в других боевых искусствах. Дзю-дзюцу, дзюдо, самбо, карате, и даже крав-мага – вот некоторые из направлений, позволяющих превратить «сказочное» айкидо в эффективное.
Вот только можно ли назвать эти техники айкидо, или же это будет нечто совсем другое? Но тогда, опять-таки, возникает вопрос: а что такое айкидо? Или так: какое айкидо можно считать правильным?
В свое время я занимался у наставника, который имел звание мастера спорта по самбо и дзюдо- возможно, сейчас бы это назвали айки-самбо (хотя тогда название было – ивама-рю). А глядя на то, как я веду занятия по самообороне, особо внимательные поклонники айкидо могут углядеть знакомые элементы - некоторые способы освобождения от захватов, уходы с линии атаки, падения (правда, все это идет в совершенно ином ключе, и заканчивается не так, как принято в айкидо). И как тогда все это назвать?
В общем, айкидо было и остается загадочным, непостижимым стилем с налетом мистики. Словно Морихей Уэсиба сумел передать своему детищу те черты, которые были свойственны ему самому. Айкидо напоминает оружие, слишком сложное для массового использования, но довольно опасное в умелых руках. Увлеченные же дилетанты лишь подрывают репутацию этого боевого искусства, выставляя себя на посмешище. А немногочисленные настоящие мастера предпочитают заниматься своим делом, не ввязываясь в споры.
И, как бы смешно это не звучало, для обывателя, уверенного в эффективности айкидо, это боевое искусство олицетворяет лишь один человек в мире –непревзойденный¸ Стивен Сигал. Вот уж он-то, как считают многие, несет истинное и незамутненное айкидо – человеколюбивое, дарящее сверхспособности, но при этом опасное и сокрушительное. Вот только проявляются эти качества лишь в экранных постановочных боях.