Весна 2023 г. — 91 год с момента начала формирования Отдельной дальневосточной партии ЭПРОН!!!
«... В момент труднейшей работы по созданию обороноспособности и по сколачиванию МСДВ в целом — Отдельная Д.В. партия ЭПРОНа принимала и принимает самое активное участие...». Газета Тихоокеанская звезда в декабре 1933 г., описывая работы ЭПРОНа, выдвинула лозунг: «Учитесь на всех фронтах освоения Дальнего Востока работать так, как эпроновцы-дальневосточники!».
Для выполнения судоподъёмных, аварийно-спасательных и водолазных работ на акваториях Восточной Сибири и Дальневосточного края,
Ф.И. Крылов — начальник Главного управления Экспедиции подводных работ особого назначения на морях и реках СССР своим приказом № 43 от 7 марта 1932 г. поручил Ф.М. Бауману создать Отдельную дальневосточную партию Экспедиции подводных работ особого назначения.
15 апреля 1932 г. М.В. Викторову — командующему Морских сил Дальнего Востока (МСДВ) было доложено о формировании Отдельной дальневосточной партии ЭПРОН, которая 20 апреля приступила к водолазным работам по заданию О.С. Солонникова — начальника Штаба МСДВ.
Отдельная дальневосточная партия заложила основы для последующей реорганизации в Дальневосточную экспедицию (1934 г.) и дальнейшего развития в виде Тихоокеанской экспедиции подводных работ ЭПРОН во второй половине 1930-х гг., на которую были возложены широкие задачи.
Отдельная дальневосточная партия ЭПРОНа внесла неоценимый вклад в строительство Морских сил Дальнего Востока (МСДВ), а также проделала значительный объем работ по Морскому флоту, Торговому порту и по другим гражданским организациям.
В приказе Революционного Военного Совета МСДВ № 0529 от 17 декабря 1933 г., приуроченном к десятилетию Краснознаменного ЭПРОНа дана следующая характеристика: «... В момент труднейшей работы по созданию обороноспособности и по сколачиванию МСДВ в целом — Отдельная Д.В. партия ЭПРОНа принимала и принимает самое активное участие...».
Газета Тихоокеанская звезда в декабре 1933 г., описывая работы ЭПРОНа, выдвинула лозунг: «Учитесь на всех фронтах освоения Дальнего Востока работать так, как эпроновцы-дальневосточники!».
Дальневосточные эпроновцы поднимали землечерпалки, баржи и катера различных организаций, цветной металл, полезные вещи и механизмы. Аварийно-спасательные работы производились в большинстве случаев путем оказания помощи и снятия с мели. В рамках портовых работ велся осмотр подводных частей различных судов, снятие с них винтов, постановка их на место без ввода в док, а также очистка и ремонт рулей, троса и кабеля.
Водолазные строительные работы в 1932 г. происходили только в пределах Владивостокского порта. В 1933 г. — в ближайших районах Владивостока и на Амуре, а в 1934 г. — по всему советскому побережью Тихого океана, всему бассейну Амура, а также в Южно-Китайском море. Было развернуто до 26 водолазных станций. В 1933 г. и 1934 г. предприняты экспедиции к острову Врангеля и на Колыму.
Источники и литература:
Российский государственный архив Военно-Морского Флота (РГАВМФ). Ф. Р-1495. Оп. 2. Д. 149. Л. 180.
Бауман Ф.М. Снятие с камней п/х «Гольденси» // ЭПРОН. Сборник статей по судоподъему, водолазному и аварийно-спасательному делу. Вып. X─XII. Л.: Краснознаменная экспедиция подводных работ СССР, 1935. С. 39─56.
Бауман Ф.М. Три года Тихоокеанской экспедиции ЭПРОНа // ЭПРОН. Сборник статей по судоподъему, водолазному и аварийно-спасательному делу. Вып. X─XII. Л.: Краснознаменная экспедиция подводных работ СССР, 1935. С. 264─270.
Научно-образовательный проект «История ЭПРОН. Подъем из глубины десятилетий», 2023
#эпрон #эпронтоф #тоэпрон #одвпартияэпрон #юбилей #мсдв #тоф #epronhist