Найти тему

Армия 87-90-х годов, когда я служил в ГСВГ (Начало излома. 2-я часть).

В прошлой статье я написал как приехал и служил в ГСВГ, когда было «все отлично». Но все меняется. Но почему то с тех времен не в лучшую сторону, и это удручает. Повторюсь, на момент моего приезда в ГСВГ (весна 1987 г.), эта группа была лидером среди советских войск и основным звеном защиты СССР и соц. лагеря. Была самой мощной, многочисленной и подготовленной. И так было полгода моей службы там. И мы все старались это поддерживать и гордились армией и страной.

И я старался по мере своих личных возможностей. И между подразделениями (в роте между взводами) было гласное и негласное соревнование. Помню, как пытался предложить ноу-хау для обучения солдат, особенно для тех кто не владел русским языком. Это заключалось в следующем: как можно больше хороших фотографий агрегатов танка, в основном по нормативам и краткое описание работ. Тогда все были «заражены» поделками разных планшеток подобного рода: по основным техническим работам и нормативам. А лежало это все в учебных ящика, на которых стояли номера. Ящики в основном были из под снарядов, большие и прочные и с надежными ручками для переноски. Например, завтра вождение, упражнение такое и ящик подписан, долго мат.базу готовить не надо. Да!, мат база на занятия была как на выставку. И соревновались в этом. Я думаю, кто служил все помнят и офицеры и солдаты. Планшеток всяких тьма с рисунками. А я предложил фотки, так как занимался фотоделом, сам их и делал. Помню свои фотоаппараты: «Киев», «Зенит» зеркальный уже, потом «Практика», и объективы к ним: обычный, широкоформатный и для дальней съемки. Фотоувеличитель немецкий сохранился с цветными фильтрами и фонарем. И учебные классы были неплохо оборудованы. В моем подопечном классе стояла 72-ка (так сказать в обрешетке) и много чего на этом стенде работало.

-2

Но почему то мне кажется, что с конца 1987 года (именно заметил в Германии) начались изменения в военной системе, вернее в стране (может это я еще почувствовал в конце 1986 г. еще в Белоруссии, когда вернулся из Чернобыльской командировки). Это почувствовалось и по осеннему призыву 1987 г. Помню еще в училище, вроде на втором курсе проходил стажировку с призывниками для отправки в западные группы войск. Там нас инструктировали, параллельно от отбора, выявлять плохо говорящих на русском языке, с татуировками ну и вообще «проф. непригодных» морально, физически и прочих «неблагонадежных». А тут в ГСВГ, осенью, призыв вообще как бы без отбора прибыл. Я даже после Белоруссии заметил отличие в худшую сторону. Солдаты с южных республик многие вообще не понимали русский. Да и физически и интеллектуально многие, и славяне в том числе, сильно «тормозили». Военкоматы и прочие стали отправлять парней в основные округа, без какого либо отбора. Как бы, после прихода Горбачева, «всплеск» активности в стране в 85-86 г.г. был, и с 87 года замаячила стагнация. Пока слабо, но уже стало заметно, что в армии уже не так. И я считаю, что практически из-за этих начавшихся «послаблений» (наверное, когда то будет серьезная и правильная оценка того периода) произошла катастрофа, свидетелем которой я был.

19 января 1988 г. танк выехал под скорый поезд, произошла катастрофа с человеческими жертвами. Я может это просто отметил бы в этой статье, как факт произошедший в моей службе, но видел столько статей и высказываний «переписчиков», которые использую подобные факты как мотивацию для себя. Знаете, что «писатели», пишите, что знаете реально, или просто упоминайте без подробностей и намеков на выводы.

-3

У меня в тот вечер шло занятие взвода, вождение на кинотренажерах, в классе на другом танкодроме (два танкодрома перерезала железная дорога). Прибежал посыльный с роты о прекращении занятий, и в всем в казарму. Известно было только, что то серьезное произошло на ж.д. дороге. Я отправил солдат в казарму, а самому любопытно было. Пошел вдоль железки. За виадуком станции не видно было, и было тихо. Повстречался неизвестный офицер, я спросил что там ,на железке ничего не видно? Вроде, что то произошло? Он мне сказал в двух словах на народном языке, что очень плохо все. Это "плохо" я увидел через 5 мин после виадука. Поперек всей ж.д., а там было не то три, не то четыре пути (небольшая станция Форст Цинна) стоял разбитый пассажирский поезд. Локомотив был сильно сплющен, второй вагон вроде почтовый повернулся дугой и сложился. Ещё три или четыре вагона лежали на боку. Задняя половина поезда была цела и даже не сошла с рельс. Вагоны у немецкого поезда намного менее прочнее, что были в нашей стране. Удар пришелся на локомотив и первые три или четыре вагона, как бы амортизировав для задних вагонов. Поэтому пострадавшие были только в первых трёх вагонах. Машинистам шансов выжить не было, локомотив весь смят. Танк отбросило не менее 50 метров, вдоль полотна. Навесное оборудование танка было снесено. Удар поезда пришелся в поперек стоящий на рельсах танк (Т-64).

Я был через полчаса после как произошла авария и был долго. От танкового полка точно никаких мер не принималось. Военнослужащие были только от школы прапорщиков. Вроде немного, и вроде только те кто был свидетелем аварии. А свидетели точно были от школы прапорщиков. Я не помню никакого оцепления. Прошло очень много времени. У меня осталось в памяти (кто рассказывал не помню). Что взвод школы прапорщиков (или несколько человек), переходили по ближнему виадуку, это рядом со станцией и видно отлично станцию и место катастрофы. И они были свидетелями момента катастрофы. Возможно, они и помогали и оцепляли. Командира танкового полка во время трагедии в части не было (по личным обстоятельствам). Наверное, поэтому никаких мер сразу не приняли. Только все остановили. Все произошло на ж.д. станции Форст Цинна, прямо рядом с забором танковой части. Может кто откликнется, кто видел?

Немцы же довольно быстро стали действовать. Появилась их полиция. Пригнали много автобусов и увезли пассажиров. Помню при мне приехали из западного телевидения и стали все снимать. Я в целях безопасности ушел. До ухода вообще никого не видел из своей части. Когда пришел домой, новости по западному телевидению уже показывали катастрофу.

-4

Как это произошло на самом деле. Проходили занятия по ночному вождению. Было организовано учебное место по вождению с прибором ночного видения, не знаю по боевому или походному (был установлен ТВН), от этого зависело, люк открыт или закрыт. При закрытом люке обзор совсем маленький, а так при открытом можно головой покрутить. По всей видимости связи между инструктором и курсантом не было, возможно гарнитура не была подключена, а может сама разъединилась. При вождении мы всегда требовали, что бы солдаты пристегивали гарнитуру к пуговице комбенизона, а может и пуговицы не было на комбезе, не удивлюсь, солдат то был из «отстающих». Я помню свой опыт, пару раз, когда был вместо инструктора, и солдат меня не слышал. Приходилось рисковать здоровьем и при сильной тряске вылезать из люка командира и держась за что можно перекрывать тримплекс своим сапогом. Тогда «ослепленный» индивид останавливался и пытался понять, что к чему. И приходилось ждать и стучать пока он вылезет.

В тот роковой раз курсант выехал за территорию учебного места и ехал пока не заглох танк. Ранее с этого участка танкодрома никто не выезжал в направлении железки. Курсант ехал в танке и никак не реагировал на команды инструктор. Какие были обороты двигателя у танка, первым выполнял упражнение или последним этот курсант не главное. Главное он двигался не выполняя команды инструктора. А преодолеть высокие рельсы можно только если специально пытаться их преодолеть. Если люк у механика был закрыт (не знаю), значит, инструктору удалось люк открыть. В любом случае инструктор пытался достать солдата из-за рычагов. Как отмечали свидетели (из школы прапорщиков, находившиеся на виадуке) инструктор громко кричал, пытался достать курсанта и убрать танк. Происходило это достаточное время. Свидетели отмечали, что вытащить курсанта удалось только когда стал виден поезд. И якобы инструктор силой тащил курсанта с путей, тот ничего не понимал. Курсант ничего не видел из танка, если даже и слышал, ничего не понимал (он вообще не понимал русский язык), не понимал что находится на ж.д. путях и по всей видимости, по действиям инструктора думал, что тот будет на него воздействовать силой. Сам инструктор потом признавался, что очень испугался, что может произойти серьезная катастрофа и хотел достать курсанта завести и убрать танк. Это якобы и подтверждали курсанты школы прапорщиков.

Немцев тоже оправдывать не надо. Там и их вина. Два танкодрома достаточно долго существовали в район скоростной ж.д. дороги. Полигоны и танкодромы там появились еще в довоенной Германии. В этом месте закрытый поворот ж.д. дороги. Поезда ходили и более 100 км в ч. по этой дороге, но из за этого поворота скорость снижали ниже 80-ти на этом участке, а не 120, как писаки рисуют (при такой скорости жуть бы чего было). Но и эта скорость большая для аварии. На момент аварии достаточно светло было, и что то мне кажется, она раньше произошла, чем пишут. Там конечно роковую ситуацию сыграл именно закрытый поворот ж.д. дороги. Можете посмотреть по карте, Вряд ли машинисты заметили танк на рельсах далее 500 метров.

-5

Трагедия была очень серьезная и резонансная. Потом была Большая комиссия по происшедшему. Помню занятия у меня были, предупредили всех о посещении комиссии. У меня учебный класс находился на первой линии. Во время занятий зашёл маршал Огарков , память конечно уже многое стерла. Он был один, без свиты. Я, понятное дело, сильно обалдел, так как обычно "свита" в таких случаях, и не до старлея. Главное у меня в мозгу было правильно доложить, но как это произошло уже не помню. Почему то тогда я достаточно быстро успокоился. Он как то спокойно все спрашивал. Главное было ему понять, что за контингент у нас проходил службу и как солдаты из Средней Азии и Кавказа владеют русским языком.

Так вот, маршал и говорит, расскажи старшой как ты им преподаешь и общаешься. Ну, я правду и сказал, что через тех кто русский знает. Он и говорит покажи мне их. А что там показывать , больше четверти взвода. Он с ними пообщался. Вздохнул и ушел.

А я, как водится, неделю "руку не мыл"- с маршалом здоровался (шутка). Такой вот эпизод произошел. Наказания были в части среди командования, но не очень пагубные, крайними сделали ком. взвода и ротного. Я знал обоих, особенно командира взвода (приехали одним заездом из Союза). Чушь, кто пишет про репрессии и расстрелы. Инструктора вроде сразу уволили после окончательного решения. А сам виновник дослуживал где то на ремонтном заводе. Уголовки ни у кого не было. Больше про наказания писать не буду.

Оба танкодрома сразу рвами и насыпью отгородили, уже не один танк проехать не мог, даже если очень постараться. А до этого прапорщики бывало после ночного вождения , что бы не объезжать по далёкому виадуку частенько рельсы пересекали. И поездам знак здоровенный вывесили 5 км. в час. Но немцы и сами этот знак долго не соблюдали. Оградили железку от танкодромов на славу. Ну и все.

Ещё один серьезный трагический случай был в нашей части, на моем времени службы. Случился пожар в одной казарме. Про пожар и последствия не буду распространяться. Отмечу, что погиб дежурный по роте, сержант. Уже дембелем был и домой готовился. Случился пожар в казарме, с большим задымлением. Дежурный по полку среагировал и организовал все быстро, весь личный состав был выведен на плац. Дежурный по роте и был главным при выводе на улицу. На улице все проверили не один раз и успокоились. Про дежурного по роте никто сразу и не вспомнил. А он в последний момент тушения вернулся в каптерку за своими дембельскими вещами. Ошибкой оказалось, что он одел противогаз. Сильный дым, от которого глаза слезятся и не видят и кашель не дает дышать быстро выгоняет любого, ели можешь двигаться. А, получилось трагедия, человек не страдает от дыма, а умирает от угарного газа. Помню, еще в училище нам это доводили. Он просто лежал на полу со своими вещами. Очень жалко было парня.

-6

После этого опять все пошло чередом, но уже переломным. Уже с 88 года стала сильно заметна деградация армии.

В 1989 году начинается унизительный вывод войск из Германии, и сокращение армии в одностороннем порядке. Это решение было принято при участии Горбачёва, который появился как Генеральный секретарь в 85 году. А потом президент – интересно, почему при социализме президент. Почему-то мало что говорится о тогдашнем министре иностранных дел Шеварднадзе, как втором «главаре» этих деяний. Заслуга этого министра тоже очень огромно в этом выводе и одностороннем сокращении армии. В первую очередь за западной границей под сокращение попали учебные части. В том числе этот танковый полк, в котором я проходил службу. Всё произошло очень быстро. Официальный вывод должен был начаться в девяностом году, после подписания договора о слиянии (объединении)Германий. На учебные части и некоторые другие подразделения начинают сворачивать и выводить раньше этого на полгода! А как это всё происходило это вообще уму непостижимо. Просто всё тупо бросалось вся недвижимость. В Союз доставлялась то, что было не разграблено при сокращении воинских частей и при движении эшелонов, а также при разгрузке. Это послужило началом грандиозному воровству в вооружённых силах и в дальнейшем. Такого масштаба воровства в стране ещё не было. Надо было просто видеть, что приходило на эшелонах из Германии. Западная Германия под этот выод огромные денжищи в валюте выделила, для строительства военных городков для выводимых военнослужащих и их семей. Самым интересным при использовании этой огромной суммы валюты было то, что жилые дома для офицерских семей и казармы строились в лесистой местности за территорией городов. В настоящее время на эти "городки" (правильнее призраки), которые построены на огромные средства валюты из Западной Германии, страшно смотреть, это развалины. А финансовых средств сколько ещё «утеряно» при этом? Много офицеров и вольнонаёмных и семей осталось на территории Германии. Так как на территории страны начинается сильный спад всего. Некоторые не хотели уезжать из-за этого, что просто не было где разместиться или кому-то предложили очень неудачные места дальнейшей службы. В моей семье родилась вторая дочка. Нам этот вывод с женой, был сами понимаете, как что. Не буду придумывать, потому что не знаю, как выводились линейные части. Но вот учебные части, к примеру, по своей, выводили следующим образом, просто – расформировалась. Люди получали назначение в округ , где они должны были встать на учёт и им должны были предложить место службы. Меня назначили в штаб Московского военного округа. Выбора было два, для семейных, где родители твои, или родители жены. Вспоминать все это не хочется.

Со всех групп выводилось в Союз огромное количество людей без жилья. А как я вам уже написал, деньги на жильё использовались преступно. Всё происходило в спешке. Представляете какой был настрой. А представляете, что творилась с боевой техникой, вооружением и боеприпасами, если на людей было наплевать. Это был, наверное, самый серьёзный удар по советской армии, без применения какого-либо оружия или какой-либо другой армии. Кому и зачем нужно было ЭТО? Но, в истории остались известны лица, проделывающие это.

При написании этой статьи моя оценка, думаю, чувствуется при написании. Оценка всего происходящего тогда, уже как бы дана, но далеко не в полном объёме, и я думаю всё-таки нужно довести эту оценку до ума.

Я так видел и представлял тот период моей жизни и службы. Дорогие друзья прошу делиться своими комментариями.