Найти тему
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ

Каких кораблей уже лишился и вскоре лишится британский флот, кому они достанутся и что их заменит

Только за последний год Королевский флот (RN) покинули шесть кораблей: RFA Wave Knight (заложен в марте 2022 г.), HMS Echo (официально списан в июне 2022 г.), HMS Shoreham и HMS Grimsby (октябрь 2022 г.), HMS Enterprise и HMS Montrose (март 2023 г.).

RFA обозначает Королевский вспомогательный флот.

Вот снимок, сделанный в Портсмуте - что за корабли он запечатлел?

Самый большой - RFA Wave Knight, он предназначен для того, чтобы снабжать топливом, продовольствием, пресной водой, боеприпасами и другими припасами британские корабли по всему миру. Вступил в строй в 2003 году. В феврале этого года поставлен на прикол, как и его систершип RFA Wave Ruler, который выведен в резерв ещё в 2018 году.

Теперь в RN в мирное время останется только четыре судна такого класса типа "Тайд" более новой постройки. Пишется, что сделано это в первую очередь в целях экономии средств и рабочей силы. Дальнейшая судьба RFA Wave Knight и RFA Wave Ruler пока не определена.

Из четырёх кораблей на снимке только эсминец HMS Daring (в центре), вступивший в строй в 2006 году, стоит в ремонте.

HMS Echo (внизу снимка) у англичан называется исследовательским судном - ну там гидрография, океанография и т.п. (знаем мы этих "гидрографов":), плюс предназначен для проведения разведывательных операций в поддержку подводных лодок или десантных операций. Он может предоставлять информацию об окружающей среде почти в режиме реального времени, а также может использоваться в качестве платформы для управления противоминной защитой, для чего способен принять специальную группу управления по противоминной защите. Поставлен на прикол тоже в феврале, в марте к нему присоединился однотипный HMS Enterprise, вот он последний раз входит в Дэвенпорт под вымпелом:

-2

Так что теперь разведывательно-гидрографические работы будет выполнять единственный корабль: HMS Scott.

И последний, самый маленький на снимке, это, по британской классификации, минный охотник HMS Walney. Стоит уже 12 лет и что с ним делать, до сих пор неясно. Он принадлежит типу минных охотников Sandown, эти небольшие корабли выглядят так:

-3

Минные охотники не занимаются тралением, а используют другие методы борьбы с минной опасностью. Есть, конечно, у англичан и тральщики, типа Hunt, постройки 80-х годов, вот на снимке два корабля обоих типов:

-4

Однако дело идёт к тому, что вскоре они исчезнут вообще. Два Hunt были переданы Греции, три - Литве. Три Sandown ушли в Эстонию, два в Румынию и ещё два сейчас готовятся к передаче Украине. У англичан их пока осталось три единицы.

HMS Shoreham в последний раз покидает Фаслейн в мае 2022 года.

-5

Перед прибытием в Росайт он посетил свой одноименный порт. Официально списан в октябре 2022 года, передан ВМС Украины и переименован в "Черкассы". HMS Grimsby выведен из эксплуатации в то же время и будет переименован в "Чернигов" на украинской службе. В настоящее время оба корабля остаются в Шотландии.

Немного отвлечёмся - а как они могут попасть на Украину? Может ли даже сопровождение НАТОвскими кораблями уберечь их от уничтожения Черноморским флотом? Если конечно, будет принято такое решение. За "Москву" ответка же должна быть?

Чем же англичане собираются заменить свои корабли-шпионы и охотников за минами?

В 2021 году небольшой UUV(беспилотник)-планер Solcum работал автономно в течение 219 дней, преодолев 2643 км и отправив 214 МБ данных на суда-носители. Планер может погружаться на глубину до 1000 м, собирая данные о температуре, глубине, солености, течениях, уровне кислорода и турбулентности - жизненно важную информацию для противолодочной войны. О них я писал в статье

Новый враг подводных лодок - подводный планер
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ16 апреля 2020

Кроме того, с мая 2021 года RN засеял Атлантику от Крайнего Севера до Карибского бассейна 49-ю буями, которые совершают более 5000 океанографических и погодных наблюдений в год. Эти данные превышают совокупный объем данных всех надводных средств, собранных за последние 5 лет. Данные также можно использовать в режиме, близком к реальному времени, для получения тактического преимущества, вводя их непосредственно в модель океана для использования противолодочными силами. Буи потребляют мало энергии, имеют срок службы батареи до 4 лет, и существует программа по дальнейшему их развертыванию для профилирования в других областях.

Что касается мин, то автономные беспилотные противоминные системы убедительно продемонстрировали в ходе обширных испытаний, что они могут выполнять основную задачу быстрее и эффективнее, чем минные охотники с экипажем. Замена обычных кораблей на небольшие лодки, управляемые с берега, или плавучие базы - носители таких устройств, имеет много преимуществ, наиболее важным из которых является снижение риска для персонала.

Однако у автономных систем есть зоны уязвимости , которых нет у платформ с экипажем. В наше время, когда многие конфликты остаются на пороге ниже открытой войны, противникам будет относительно легко уничтожить или просто украсть беспилотник (USV). Недавнее преднамеренное уничтожение БПЛА ВВС США MQ-9 Reaper над Черным морем российскими истребителями Су-27 является примером того, что противник с гораздо большей вероятностью будет мешать беспилотникам, чем пилотируемым платформам, поскольку риск эскалации воспринимается как незначительный.

В итоге мы можем видеть, как технический прогресс может менять саму структуру военно-морского флота. Тем не менее, аналитики подчёркивают, что пионерство RN в области автономной противоминной борьбы следует приветствовать, но «полностью убрать моряка с минного поля», пожалуй, слишком амбициозно. В течение гораздо более длительного переходного периода требуется более сбалансированный подход. Стремление свести к минимуму подверженность персонала риску вполне обосновано, но всегда будут оперативные и тактические причины, которые потребуют от кораблей, моряков и морских пехотинцев личного сближения с минной угрозой.

Ещё по теме:

...............................................................................................................................................................

Общее оглавление журнала: