До конца 19 века ювелиры и ценители драгоценностей полностью зависели от произвола диких моллюсков. Захотят те сформировать более-менее сферическую жемчужину – сможешь её добыть, не захотят – бери то, что есть.
Разумеется, подавляющее большинство жемчужин было неровным. Моллюску же по факту не до того, чтобы придавать совершенные формы инородному телу, которое его ранит и мучает. Залепил, как придётся, и живёт себе дальше. И дела нет до людей, которым нужен круглый жемчуг. Эгоист :)
А людям что оставалось? Добывали неидеальный жемчуг и делали вид, что это норма :) Назвали такой жемчуг барóчным от слова барокко (baroque). Барочный жемчуг может быть округлым, овальным, вообще бесформенным и даже сростком нескольких жемчужин.
Считается, что слово барокко произошло либо от португальского barroco, которое использовалось в 16 веке для описания жемчужины неправильной формы, либо от французского baroco, что, в принципе, означает то же самое – бесформенный жемчуг. Португальцы и французы зачем-то оспаривают приоритет появления термина и почему-то делают вид, что общего слова-предка не существовало, хотя любому ясно, что оно просто затерялось в веках.
Позже термин расширил своё значение и стал ассоциироваться со всем, что было нерегулярным или аморфным, и породил целый стиль в искусстве в 17-18 веках. Однако нас барокко в целом пока не интересует.
Сосредоточимся на барочном жемчуге.
Он был в европейской моде в 16-17 веках, пока европейское человечество не открыло для себя Голконду и массовую огранку драгоценных камней.
Каждая барочная жемчужина имеет уникальную форму, что давало ювелирам эпохи Возрождения небывалый простор для фантазии. Чаще всего барочные жемчужины были довольно крупными, и украшения с ними тоже достаточно массивные. Барочные жемчужины при этом никак не обрабатывали, оставляя им природный вид, в отличие от всех остальных драгоценных камней. Такая вот ювелирная привилегия.
Вот несколько работ того времени. Листайте галерею:
С появлением достаточного количества огранённых бриллиантов барочный жемчуг ушёл в тень.
Второй его выход на сцену моды случился в эпоху Ар Нуво с его растительными элементами. Именно барочный жемчуг как нельзя лучше вписался в деликатные переходы японской эмали и плавные изгибы линий.
Вот несколько работ того прекрасного времени. Листайте галерею:
Но и эта эпоха ушла. К моему сожалению, слишком быстро.
Однако в настоящее время барочный жемчуг снова на пике популярности.
Неповторимая форма каждой жемчужины делает украшение с ней единственным и уникальным. Сегодня, когда люди так ценят исключительность, барочная форма жемчуга прямо-таки влетает в моду, как и пятьсот лет назад.
Вот несколько работ современных мастеров. Листайте галерею:
Однако современные ювелиры пошли ещё дальше и отменяют привилегию неприкосновенности, которой раньше пользовался только жемчуг в стиле барокко. Многие готовы оставить его собственную форму любому камню. Часто получаются просто шедевры.
Ювелир Лидия Куртей создала это коктейльное кольцо для коллекции Under the Sea (Под морем).
Опал в стиле барокко удерживается в фантазийной затемнённой оправе, усыпанной фиолетовыми сапфирами и цаворитами (разновидность зелёного граната. В целом же всё выглядит не как дело рук человеческих, а как нечто природное, нетронутое и бесформенное. Что и нужно для барочной красоты, полюбившейся людям пятьсот лет назад.
Ещё по теме:
Чтобы не пропустить публикации, подпишитесь на канал Украшения с историей. Лучшей благодарностью автору будет лайк, комментарий и репост понравившихся публикаций