Военно-морские силы Индонезии получили в 1981 году на вооружение подводную лодку третьего и последнего класса «209/1300». Индонезийская субмарина «KRI Nanggala 402» представляла первую в истории страны ДЭПЛ (дизель-электрических подводных лодок), построенную, судостроителями Германии. На тот момент времени субмарина «KRI Nanggala 402» стала пятым подводным кораблём атакующего класса, из тех, что имелись на вооружении ВМФ Индонезии.
Индонезия – страна, которая рассматривалась мировыми державами достаточно опытной в плане работы с подводными лодками. Период 1960-1970 годов отметился для Индонезии фактом эксплуатации флота подводных лодок, ранее принадлежавших флоту СССР. Военно-морской флот Индонезии охватывал существенный район проведения операций, имея в распоряжении три основных индонезийских флота:
1. Западный флот (Джакарта).
2. Центральный флот (Макассара).
3. Восточный флот (Соронга).
Поставленная на вооружение субмарина «KRI Nanggala 402» немецкого производства прослужила на благо ВМФ Индонезии долгий временной период – более 40 лет. Трагический день окончания службы пришёлся на 21 апреля 2021 года.
Крушение подводной лодки «KRI Nanggala 402»
В этот злополучный весенний день предполагалось провести армейские учения, целью которых являлась отработка торпедных стрельб. Субмарина вышла к месту проведения учений, после чего от капитана корабля поступил запрос разрешить погружение. Это было первое и последнее сообщение, поступившее с борта лодки на пульт центрального управления.
Некоторое время (трое суток – максимум на запас кислорода) ещё оставалась надежда, но спасательная операция к этому времени уже началась. Первыми признаками гибели субмарины стали масляные разливы на поверхности воды, которые обнаружили спасатели в месте предполагаемого крушения.
Организованная спасательно-поисковая операция представляла достаточно серьёзную компанию. Здесь были задействованы не только два десятка судов разного типа и авиация, принадлежавшие индонезийскому флоту, но также ресурсы других стран. В частности, отмечалось прибытие поискового корабля из Австралии, а также самолёта-разведчика «Poseidon» (P-8) из США.
Спасательное судно «MV Swift Rescue», прибывшее из Сингапура, дополнило поисково-спасательные мероприятия подводным роботом. Одновременно индонезийское судно «KRI Rigel» осуществляло сканирование района предполагаемого затопления системой многолучевой гидролокации и магнитометром.
Предположительное место крушения субмарины специалисты видели в 1500 метрах к югу от того места, где подводная лодка «KRI Nanggala 402» совершила погружение недалеко от северного побережья острова Бали. В этом месте глубина океана составляет более 800 метров, что значительно больше максимального глубинного предела погружения лодки – 200 метров.
Специалисты оказались правы. Сингапурский подводный глубоководный робот, оснащённый камерами слежения, обнаружил корабль на глубине около 840 метров. Субмарина ВМФ Индонезии, разломленная на три части, покоилась на дне океана. Были сделаны подводные снимки, на которых хорошо видны:
- задний вертикальный руль,
- якоря,
- наружный корпус,
- рельефный руль,
- другие части корабля.
Судя по сделанным фото, все 53 члена экипажа индонезийской субмарины погибли.
Причины гибели подводной лодки «KRI Nanggala 402»
До настоящего момента доподлинно неизвестны причины, приведшие к аварии и последующей гибели субмарины «KRI Nanggala 402» военно-морского флота Индонезии. Военными выдвигались разные возможные причины, в том числе нарушение энергоснабжения корабля. Судя по обнаруженным масляным пятнам на поверхности океана в месте крушения, возможно, причиной аварии стала топливная ёмкость.
Между тем, среди выдвинутых версий гибели субмарины специалисты не исключают ещё одну. Имеется в виду так называемая глубинная внутренняя одиночная волна. Речь идёт о редкостном природном явлении, которое проявляется в точках перехода на разные глубины. При этом образуются мощные подводные потоки, способные увлечь на дно даже достаточно большое по размерам судно.
После завершения поисковой операции, власти Индонезии не исключили возможности подъёма корабля весом 1325 тонн. Для этого обратились к властям Китая, которыми были предоставлены специальные суда и подъёмное оборудование. Среди обсуждаемых способов подъёма корабля, что интересно, выдвигались способы подъёма магнитами и воздушными шарами. Однако, судя по отсутствию сообщений, поднять останки не удалось.