«Создатели фильма «Без видимых причин» опираются… на детектив.
В драмкружке дальневосточного города Воскресенска ставится пьеса из современной жизни. Молодой офицер в мишурных аксельбантах признается в любви красавице графине. Та ласково, но решительно поклонника отвергает, ибо намерена — как говорит — «служить коммуне». Офицер клянется, что подобного афронта не переживет, приставляет к виску револьвер, из-за сцены раздается громовой удар в барабан актер падает, но когда опущен занавес, выясняется, что он действительно мертв — в револьвере был боевой патрон.
Погибший — начальник охраны в воскресенской тюрьме Ямщиков не по пьесе, а «по жизни» был безнадежно влюблен в исполнительницу роли графини — Нину Петровну и грозился — многие слышали — покончить с собой.
На место Ямщикова прибывает новенький — Дроздов и одновременно в уездную ЧК приходит сообщение, что разыскивается белый офицер Овчинников - палач и вешатель; из особых его примет известна любовь к классической музыке и сабельный шрам на груди.
Один из участников контрреволюционного подполья замечает у Дроздова такой же шрам. Значит, он — Овчинников?
Множеством деталей авторы и зрителя стараются убедить, что новоприбывший — таящийся белогвардеец. Однако в финале создатели фильма раскрывают секрет: Дроздов — «наш», вся операция внедрения его к контрреволюционерам была придумана чекистами.
В фильме «Без видимых причин» нет акробатических трюков на экране. Но все же и тут есть своя игра со зрителем. Игра эта немного напоминает жмурки. Как известно, драматургия детектива зиждется на тайне.
В этой картине зрители: предложены сразу две загадки: почему и как погиб Ямщиков — первая; и вторая — что за человек новый начальник охраны?
Предложив их, авторы одновременно с особой старательностью следят, чтобы зрители не все узнали, не получили нужных сведений. Более того — нас сознательно подталкивают к неверным суждениям.
Подобные «маленькие хитрости» решительно отвергаются всеми сводами детективных правил и законов. А их надо если не соблюдать, то хотя бы уважать.
Ведь тайну в детективе должен раскрыть кто-то из героев! Он перебирает в уме факты, строит гипотезы, мечется от одного решения к другому.
Напряженные эти поиски и составляют главное очарование детектива.
Зритель имеет право или соучаствовать в умственной работе героя или создать свою собственную гипотезу. Но для этого он должен располагать теми же сведениями, иначе ни одна из возможностей не осуществится.
Фильм «Без видимых причин» ни на какие интеллектуальные поиски не рассчитан, здесь в лучшем случае можно только гадать или строить гипотезы относительно самого Дроздова» (Михалкович В. Как распорядиться памятью // Советский экран. 1983. 2: 8-9).