ВНИМАНИЕ МНОГО ТЕКСТА!!
Освоение космического пространства всегда шло рука об руку с идеологическим противостоянием. Быстрее, выше, больше, сильнее- подобными принципами руководствовались при разработке и космических систем. Из них родились проекты, сначала одномодульных национальных орбитальных станций, такие как "Салют", "SkyLab" и некоторые другие. Отдельной строкой стоит упоминания станция "Союз-Аполлон", состоящая из двух состыкованных космических кораблей. Затем были многомодульные- "МИР" и "МКС" (которая летает и по сей день). На данном отрезке времени видна тенденция к усложнению станций и переход на международный подход в их создании и поддержке.
Однако так было с 1971 по 2011 год. Далее к России и Америке добавился третий игрок- Китай. С 2011 года по сегодня, он имеет уже третью орбитальную станцию "Тяньгун" и последняя, хоть и не такая огромная как "Мкс", но так же многомодульная. А вот "МКС", уже в обозримом будущем может покинуть орбиту нашей "колыбели", для того что бы затонуть в море. Уже анонсировали свои национальные станции некоторые государства, а так же и частные компании. Сложно даже представить, к какому хаосу придут космические стандарты , когда на орбите будут находиться сразу 6 и более орбитальных станций.
Для того, что бы показать о чём идёт речь, стоит вспомнить некоторые события из космического (и не очень) прошлого:
- "Аполлон-13".
Наверное все знают, что произошло в том злополучном полёте, который хоть и не забрал жизни людей, но очень всё же старался. Если же нет, то вкратце- произошла авария и трое астронавтов, летящих на Луну оказались на пороге своей гибели. Но мы рассмотрим лишь один момент из этого случая.
Перелётный корабль состоит из четырёх частей (посадочная ступень лунного модуля, взлётная ступень лунного модуля, командный модуль, служебный модуль). Авария произошла в служебном модуле (на картинке самая правая цилиндрическая часть с соплом двигателя) и затронула командный модуль, поэтому всему экипажу пришлось перейти в лунный модуль, который рассчитан на 2 человек (левая часть на картинке).
Фильтры углекислого газа лунного модуля, естественно, исчерпали свой ресурс на много быстрее и уровень углекислого газа поднялся до критического уровня. Было принято решение использовать подобные фильтры из командного модуля, вот только есть один нюанс- в лунном модуле они имели цилиндрическую форму, а в командном модуле- форму параллелепипеда. Конечно решение проблемы было найдено, благо клейкая лента и смекалка многое может починить. Однако данный пример отлично показывает, к чему может привести разрозненность стандартов в космическом пространстве при чрезвычайной ситуации. Ведь если бы решение найдено не было, астронавты могли легко отравиться углекислым газом.
- "Союз-Аполлон".
Здесь благо обошлось без происшествий, однако нам ведь они и не нужны. Само по себе, объединение двух изначально не совместимых творений стран соперников, было максимально сложным. Начнём с того, что кораблям предстояло встретится на орбите, с абсолютно разными приборами для данной цели. Наземная инфраструктура связи требовала значительной модернизации. А для стыковки требовался "стыковочно-шлюзовой переходный отсек", так как не только шлюзовые порты были разными, но даже состав и давление атмосфер кардинально различалось, КАРЛ. И даже, с наличием "стыковочно-шлюзового переходного отсека", просто открыть его было нельзя. Требовалась шлюзование в течении 3 часов, во избежание кессонной болезни, из-за резкого перепада давления. Про различия в температуре и влажности говорить даже не стоит.
И вот теперь представим, происходит чрезвычайная ситуация на орбите, а как раз рядом есть космический корабль способный принять людей на свой борт. Вот только пристыковаться нельзя, из-за разного устройства стыковочных портов. Приходится разгерметизировать корабли для пересадки людей на свой борт. И тут одному из людей становиться плохо и ему можно срочно помочь, всего лишь нужно снять скафандр. Но разница атмосфер потребует шлюзования в течении 8 часов (3 часа стало после того как обе стороны подправили немного атмосферы). Дальше продолжать этот умозрительный эксперимент не стоит. Суть должна быть ясна.
- "МКС".
Международная Космическая Станция стала апогеем международного сотрудничества, вобрав в себя весь опыт и ошибки предыдущих поколений орбитальных станций. Вот только даже здесь есть ложка дёгтя.
"МКС" имеет два сегмента: российский и американский. С составом атмосферы и давлением, всё в одинаково, как на Земле. А вот стыковочные порты, по прежнему различные (80 и 127 см). С электросетью тоже всё различно. Российский сегмент имеет электросеть с напряжением в 28 вольт, а вот американский 120. И через преобразователи напряжения "ARCU" и "RACU", конечно возможно обмениваться ею, но вот в случае поломки, легче от этого не станет. Да и различные розетки делу тоже не помогают.
- "Блэкаут" в США в феврале 2021 года.
По сути- это массовое отключение электроэнергии, случившееся из-за опустившейся температуры ( до -17°C, когда обычно зимой там и минусовых температур практически не бывает) и отказа электросети.
Особенно пострадал штат Техас. Всё в виду того, что у разных штатов- несколько разных электросетей, а у Техаса она совсем другая, чем у соседних штатов, так исторически сложилось. Ведь США, это хоть и страна, но это так же и федерация, а это значит, что состоит она тоже из стран (штатов). И помимо федеральных стандартов, у каждого штата есть ещё и свои. И даже когда можно было помочь с электроэнергией, разные стандарты не давали это сделать, а люди в это время были вообще без электричества, в аномальные для своей местности морозы.
Да, с космосом эта авария никак не связана, но случай крайне показательный. Что могло бы произойти, да хоть на Марсе. Когда помощь может быть совсем рядом и может быть доставлена, но не может быть получена. Ибо стандарты разные.
Вывод: на Земле есть много разных стандартов. Всё так сложилось исторически и если решиться переделывать, то не везде это в принципе получится или придётся заплатить непомерно высокую цену. В космосе же пока что есть единицы космических аппаратов, автономных и жилых. И даже там, всё пестрит от различных подходов.
Именно сейчас, самое лучшее время, что бы создать базовые параметры для космических аппаратов и колонизационных построек, пока в космосе ещё практически ничего нет. И едиными должны быть лишь самые базовые вещи- параметры энергосети, розетки, свойства атмосферы, шлюзы, колея железной дороги и некоторые другие.
Сотрудничество нужно, но только для установления базовых стандартов!!
И пусть печальные уроки прошлого не будут забыты, а будут использованы только на пользу человечеству.
Кому удобнее читать нас в вк: vk.com/mar_tians
Телеграм: t.me/mar_tians
Так же подписывайтесь на ютуб канал, цель 100 подписчиков, для начала публикации новостей и там: youtube.com/mar_tians