Найти тему
Mar

Нужно ли сотрудничество в космосе?

ВНИМАНИЕ МНОГО ТЕКСТА!!

Освоение космического пространства всегда шло рука об руку с идеологическим противостоянием. Быстрее, выше, больше, сильнее- подобными принципами руководствовались при разработке и космических систем. Из них родились проекты, сначала одномодульных национальных орбитальных станций, такие как "Салют", "SkyLab" и некоторые другие. Отдельной строкой стоит упоминания станция "Союз-Аполлон", состоящая из двух состыкованных космических кораблей. Затем были многомодульные- "МИР" и "МКС" (которая летает и по сей день). На данном отрезке времени видна тенденция к усложнению станций и переход на международный подход в их создании и поддержке.

Однако так было с 1971 по 2011 год. Далее к России и Америке добавился третий игрок- Китай. С 2011 года по сегодня, он имеет уже третью орбитальную станцию "Тяньгун" и последняя, хоть и не такая огромная как "Мкс", но так же многомодульная. А вот "МКС", уже в обозримом будущем может покинуть орбиту нашей "колыбели", для того что бы затонуть в море. Уже анонсировали свои национальные станции некоторые государства, а так же и частные компании. Сложно даже представить, к какому хаосу придут космические стандарты , когда на орбите будут находиться сразу 6 и более орбитальных станций.

Для того, что бы показать о чём идёт речь, стоит вспомнить некоторые события из космического (и не очень) прошлого:

- "Аполлон-13".
Наверное все знают, что произошло в том злополучном полёте, который хоть и не забрал жизни людей, но очень всё же старался. Если же нет, то вкратце- произошла авария и трое астронавтов, летящих на Луну оказались на пороге своей гибели. Но мы рассмотрим лишь один момент из этого случая.

"Аполлон-13".
"Аполлон-13".

Перелётный корабль состоит из четырёх частей (посадочная ступень лунного модуля, взлётная ступень лунного модуля, командный модуль, служебный модуль). Авария произошла в служебном модуле (на картинке самая правая цилиндрическая часть с соплом двигателя) и затронула командный модуль, поэтому всему экипажу пришлось перейти в лунный модуль, который рассчитан на 2 человек (левая часть на картинке).

Фильтры углекислого газа лунного модуля, естественно, исчерпали свой ресурс на много быстрее и уровень углекислого газа поднялся до критического уровня. Было принято решение использовать подобные фильтры из командного модуля, вот только есть один нюанс- в лунном модуле они имели цилиндрическую форму, а в командном модуле- форму параллелепипеда. Конечно решение проблемы было найдено, благо клейкая лента и смекалка многое может починить. Однако данный пример отлично показывает, к чему может привести разрозненность стандартов в космическом пространстве при чрезвычайной ситуации. Ведь если бы решение найдено не было, астронавты могли легко отравиться углекислым газом.

- "Союз-Аполлон".
Здесь благо обошлось без происшествий, однако нам ведь они и не нужны. Само по себе, объединение двух изначально не совместимых творений стран соперников, было максимально сложным. Начнём с того, что кораблям предстояло встретится на орбите, с абсолютно разными приборами для данной цели. Наземная инфраструктура связи требовала значительной модернизации. А для стыковки требовался "стыковочно-шлюзовой переходный отсек", так как не только шлюзовые порты были разными, но даже состав и давление атмосфер кардинально различалось, КАРЛ. И даже, с наличием "стыковочно-шлюзового переходного отсека", просто открыть его было нельзя. Требовалась шлюзование в течении 3 часов, во избежание кессонной болезни, из-за резкого перепада давления. Про различия в температуре и влажности говорить даже не стоит.

"Союз-Аполлон".
"Союз-Аполлон".

И вот теперь представим, происходит чрезвычайная ситуация на орбите, а как раз рядом есть космический корабль способный принять людей на свой борт. Вот только пристыковаться нельзя, из-за разного устройства стыковочных портов. Приходится разгерметизировать корабли для пересадки людей на свой борт. И тут одному из людей становиться плохо и ему можно срочно помочь, всего лишь нужно снять скафандр. Но разница атмосфер потребует шлюзования в течении 8 часов (3 часа стало после того как обе стороны подправили немного атмосферы). Дальше продолжать этот умозрительный эксперимент не стоит. Суть должна быть ясна.

- "МКС".
Международная Космическая Станция стала апогеем международного сотрудничества, вобрав в себя весь опыт и ошибки предыдущих поколений орбитальных станций. Вот только даже здесь есть ложка дёгтя.

"МКС".
"МКС".

"МКС" имеет два сегмента: российский и американский. С составом атмосферы и давлением, всё в одинаково, как на Земле. А вот стыковочные порты, по прежнему различные (80 и 127 см). С электросетью тоже всё различно. Российский сегмент имеет электросеть с напряжением в 28 вольт, а вот американский 120. И через преобразователи напряжения "ARCU" и "RACU", конечно возможно обмениваться ею, но вот в случае поломки, легче от этого не станет. Да и различные розетки делу тоже не помогают.

- "Блэкаут" в США в феврале 2021 года.
По сути- это массовое отключение электроэнергии, случившееся из-за опустившейся температуры ( до -17°C, когда обычно зимой там и минусовых температур практически не бывает) и отказа электросети.

"Блэкаут" в США в феврале 2021 года. Цифры показывают количество людей без электричества.
Источник: https://naked-science.ru/article/hi-tech/usa-blackout-wind-turbines
"Блэкаут" в США в феврале 2021 года. Цифры показывают количество людей без электричества. Источник: https://naked-science.ru/article/hi-tech/usa-blackout-wind-turbines

Особенно пострадал штат Техас. Всё в виду того, что у разных штатов- несколько разных электросетей, а у Техаса она совсем другая, чем у соседних штатов, так исторически сложилось. Ведь США, это хоть и страна, но это так же и федерация, а это значит, что состоит она тоже из стран (штатов). И помимо федеральных стандартов, у каждого штата есть ещё и свои. И даже когда можно было помочь с электроэнергией, разные стандарты не давали это сделать, а люди в это время были вообще без электричества, в аномальные для своей местности морозы.

Да, с космосом эта авария никак не связана, но случай крайне показательный. Что могло бы произойти, да хоть на Марсе. Когда помощь может быть совсем рядом и может быть доставлена, но не может быть получена. Ибо стандарты разные.


Вывод: на Земле есть много разных стандартов. Всё так сложилось исторически и если решиться переделывать, то не везде это в принципе получится или придётся заплатить непомерно высокую цену. В космосе же пока что есть единицы космических аппаратов, автономных и жилых. И даже там, всё пестрит от различных подходов.

Именно сейчас, самое лучшее время, что бы создать базовые параметры для космических аппаратов и колонизационных построек, пока в космосе ещё практически ничего нет. И едиными должны быть лишь самые базовые вещи- параметры энергосети, розетки, свойства атмосферы, шлюзы, колея железной дороги и некоторые другие.

Сотрудничество нужно, но только для установления базовых стандартов!!

И пусть печальные уроки прошлого не будут забыты, а будут использованы только на пользу человечеству.

Кому удобнее читать нас в вк: 
vk.com/mar_tians

Телеграм: t.me/mar_tians

Так же подписывайтесь на ютуб канал, цель 100 подписчиков, для начала публикации новостей и там: youtube.com/mar_tians

Наука
7 млн интересуются